Как достучаться до трудного клиента

Блог психологии и гипноза Методы психотерапии

Как правило, ваш клиент не горит желанием отказаться от своих представлений и изменить свои привычки только потому, что Вы попросили его об этом. И это нежелание усложняет вашу работу терапевта или консультанта-психолога. Однако психотерапевтические техники, описанные в данной статье, помогут вам сделать такого клиента более восприимчивым и вызвать у него желание измениться.

В начале своей терапевтической практики время от времени я сталкивался с так называемыми «трудными» клиентам, которые не давали «правильных» ответов на мои вопросы в ходе терапии

Мне вспоминается один мужчина, который недавно потерял работу и теперь страдал от депрессии и повышенной тревожности. Чем больше я давил на него, пытаясь заставить его понять, чего именно он хочет от будущего, чем именно ему хотелось бы заниматься, когда он почувствует себя лучше, тем более растерянным он казался: он пожимал плечами, вздыхал и говорил: «Я не знаю!».

Мне стало интересно, мне захотелось разобраться и понять, что происходит. Я просил человека определить свои личные цели в тот момент, когда он находился в состоянии депрессии и смотрел на мир с пессимизмом. И тот факт, что он не смог подобрать какого-то вдохновляющего и вразумительного ответа на этот вопрос, совершенно неудивителен! Очень часто все ваши попытки убедить клиента сделать что-то или попытки помочь своему другу посмотреть на происходящее с другой стороны заканчиваются одинаково: человек печально вздыхает и говорит «Да, но…», а затем начинает рассказывать вам о том, почему все ваши «целительные внушения» просто-напросто не работают в его случае. Можете ли Вы сделать хоть что-то для того, чтобы справиться с подобной ситуацией?

Да, можете. В этом вам поможет техника «дружеского убеждения», также называемая «стимуляцией» или «праймингом».

Перед тем, как начать убеждать человека в чем-то и просить его совершить определённые действия, вам необходимо погрузить человека в подходящее для этого состояние сознание

Психолог Джон Баргпровёл одно весьма увлекательное исследование, в ходе которого он изучал влияние на первый взгляд безобидных и пустячных событий на поведение человека. В ходе одного из экспериментов, представленного в виде лингвистического теста, он просил испытуемых составить предложением из набора слов, которые на первый взгляд казались совершенно случайными и не связанными друг с другом.

В том случае, когда хотя бы несколько слов из списка обозначали понятия, связанные с грубостью или оскорбительным поведением, — например, «наглый» или «назойливый», — впоследствии участники эксперимента проявляли склонность перебивать собеседников при разговоре в коридоре после теста (именно в этом и был заинтересован исследователь). В том случае, когда хотя бы некоторые из представленных слов выражали некие значения, связанные с вежливостью, испытуемые проявляли большее терпение в разговоре. Ни один из участников эксперимента не догадался о том, что на первый взгляд «случайные» слова оказывают непосредственное воздействие на их поведение.

Результаты целого ряда подобных экспериментов показали, что те образы, которые мы видим, темы, которые мы затрагиваем в разговоре, даже определённые объекты и запахи, которые нас окружают, воздействуют на наши последующие решения и на наше восприятие, даже если мы не осознаем этого и не замечаем никаких связей между «стимулом» и нашими последующими действиями.

Ниже рассмотрены три мягких и в тоже время эффективных способа применения данной продвинутой техники «дружеского убеждения».

Чего бы Вы не пытались добиться от своего клиента, — более оптимистичного восприятия своего будущего или развития целеустремлённости и решимости, необходимой для регулярного посещения тренажёрного зала, — перед тем, как попросить его о чем-то, вам необходимо:

1. Поговорить с клиентом об универсальных примерах той реакции, которая от него требуется

Рассказать ему истории о том, как людям удавалось сохранить оптимистичное восприятие даже в самых неблагоприятных обстоятельствах; поговорить о решимости и целеустремлённости в повседневной жизни, при этом подчёркивая тот факт, что даже визит к терапевту требует от человека определённой решимости и желания измениться.

2. Перевести разговор на определённые темы, помогающие аккумулировать ресурсы клиента и оказывающие на него благотворное влияние

Поговорить с клиентом о его хобби и интересах; проявить интерес к достижениям клиента, расспросить его о близких для него людях; подобные разговоры помогут вам активизировать внутреннюю силу клиента и поднять ему настроение, таким образом стимулируя формирование более оптимистичного взгляда на жизнь, а также запуская процесс обретения решимости, также подобная беседа позволит вам выяснить персональные цели клиента.

3. Использовать в разговоре позитивно-окрашенную лексику

Вам следует употреблять такие слова, как «надежда», «решимость», «страсть», «сила»; избегайте употребления таких слов, как «депрессия», «отчаяние», «одиночество» и т.д. – негативно-окрашенная лексика может использоваться в самом начале беседы для того, чтобы настроиться «на одну волну» с клиентом или отзеркалить его манеру речи, однако продолжительное использование подобных слов может стать стимулом к погружению в описываемое состояние как для клиента, так и для вас самих! Действие убеждения направлено в обе стороны!

С помощью приёмов, описанных выше, Вы «готовите почву» для последующих внушений. Также они помогают вам получить от клиента более активную реакцию впоследствии.

Подобные техники убеждения могут быть использованы в общении для достижения самых разных целей – от погружения клиента в гипнотический транс до поднятия настроения друга. При постоянном использовании данных техник со временем Вы обнаружите, что к вам приходит все меньше так называемых «трудных клиентов», потому что теперь Вы целенаправленно погружаете своих клиентов в такое состояние сознания, при котором они с большей готовностью воспринимают ваши идеи и используют их себе во благо.

Оцените статью
Гипноз-обучение.рф
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта