Как определить реальные проблемы клиента

Блог психологии и гипноза Методы психотерапии

В тот день я был Каире – в самом сердце Египта. Стояла такая жара, что город напоминал раскалённую печь. Не так далеко от шедевров древних строителей – загадочных пирамид, упирающихся своими вершинами в облака, — я стоял в одном из коптских храмов, любовался витражным окном и не мог оторваться от этого зрелища.

Солнечный свет проникал в окно, преломлённый работой древних стеклодувов, и принимал живописные радужные оттенки. В тот момент я понял, что это явление представляет собой потрясающую метафору, очень точно описывающую человеческую натуру и человеческую жизнь.

Проходя сквозь разноцветные стекла, составляющую картину витража, свет принимал самые разные формы и менял цвет, однако изначально все эти разноцветные лучи исходили из одного и того же источника. Стекло не привносило в этот свет ничего нового: все эти оттенки на самом деле отображали разную длину световых волн в составе солнечного света.

Все люди кажутся разными, они отличаются друг от друга, однако это всего лишь частные «цвета и формы», возникающие под влиянием фильтров нашего восприятия, которое работает как цветной витраж. Все мы в своей жизни руководствуемся примерно одинаковыми надеждами, страхами, вдохновением и желаниями. За фасадом, состоящим из кирпичиков всех этих внешних различий, в сути каждого из нас лежит один и тот же «свет человеческой природы».

Я искренне верю в то, что нам лишь тогда удастся избавиться от предрассудков, когда мы поймем, что, несмотря на кажущиеся различия, все мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами, у всех нас существуют похожие потребности, независимо от нашей национальности, расы и религиозных взглядов.

Данная архитектурная метафора также помогает терапевтам осознать один очень важный момент.

Не дайте своему клиенту обмануть вас

Когда Вы смотрите на все формы, цвета и текстуры, на которые распадается солнечный свет, проходящий через витражное окно, — то есть «историю», которую рассказывает нам это окно, — так просто забыть о том, что по своей сути все эти разнообразные формы являются одним и тем же солнечным светом.

В ходе работы с клиентом Вы можете сосредоточиться на каких-то деталях, формах и цветах жизни этого человека, какие-то мелочи могут загипнотизировать вас, — они приводят вас в замешательство и полностью поглощают ваше внимание. Конечно же, все эти детали важны, однако в то же время вам необходимо помнить о той модели поведения, которая лежит в основе всего происходящего.

Переживания клиента могут показаться вам сложными, однако вам необходимо задать себе вопрос: «Какая модель поведения лежит в основе всех этих переживаний?». Если Вы этого не сделаете, Вы ничем не сможете помочь своему клиенту.

Когда к вам приходит клиент, в жизни которого присутствует целый комплекс разнообразных проблем, Вы можете использовать в работе 3 универсальных психологических принципа, которые помогут вам разобраться с деталями и определить, что именно происходит в жизни клиента на самом деле.

Ниже представлено описание трёх психотерапевтических техник, которые помогают лично мне разобраться с деталями и распознать реальную проблему, существующую в жизни клиента.

Перед тем, как выслушать историю своего клиента, вам следует задать ему три очень важных вопроса: 

1. Чего вам не хватает в жизни?

Когда человек удовлетворяет свои основные потребности не в полной мере, у него могут развиться психологические проблемы. У каждого из нас существуют основные эмоциональные потребности, которые не зависят от цвета, текстуры и формы жизни индивидуума.

Каждому из нас необходимо:

  • чувствовать себя в безопасности в повседневной жизни;
  • иметь возможность уделять внимание окружающим и получать качественное внимание с их стороны;
  • чувствовать контроль и возможность повлиять на свою жизнь хотя бы в какой-то степени;
  • наличие стимула к развитию, интересных занятий, которые помогают избежать скуки;
  • иметь возможность веселиться и получать удовольствие от жизни;
  • чувствовать близость хотя бы с одним человеком;
  • ощущать связанность с окружающими, чувствовать себя частью какого-то сообщества;
  • иметь личное пространство и возможность поразмыслить в одиночестве;
  • осознавать собственный статус, свою роль в жизни, чувствовать признание;
  • чувствовать себя профессионалом в какой-то сфере и иметь возможность гордиться своими достижениями;
  • наличие смысла в жизни и во всех своих действиях.

Когда человек удовлетворяет все эти потребности подходящими и здоровыми способами, он живёт полноценной и осмысленной жизнью.

Когда клиент начинает рассказывать обо всех своих трудностях, которые делают его несчастным, вам стоит обратить внимание на солнечный свет, который проникает через цветное стекло. Все эти потребности существовали и существуют у людей всех национальностей во все времена, и потребности древнеегипетского каменщика ничем не отличаются от потребностей современного программиста.

2. Как именно происходит «неправильный подбор модели»?

Когда в окружающем вас мире что-то происходит, ваш мозг пытается связать происходящее и ваши ощущения с каким-то прошлым опытом для того, чтобы Вы смогли выдать подходящую реакцию на это событие.

Приходит время обеда – Вы чувствуете запах еды – у вас начинает выделяться слюна.

Внешняя модель происходящего стимулировала проявление (подходящей) внутренней модели поведения.

Степень эффективности процесса подбора модели в каждом конкретном случае зависит от степени нашей «приспособленности» к жизни. В некоторых ситуациях механизм подбора модели даёт сбой.

Например, человек, страдающий какой-либо фобией, непреднамеренно связывает модель реакции страха с каким-то объектом или событием, которое на самом деле не представляет реальной угрозы.

В некоторых случаях боязнь непростых ситуаций и решения сложных, но интересных задач развивается у человека из-за негативных привязок, сформировавшихся в его сознании в ходе воспитания. Впоследствии из-за этого человеку очень трудно удовлетворить свою потребность в развитии и стимуляции творческого потенциала, а также потребность в осознании собственного профессионализма и возможности гордиться своими достижениями.

Женщина может бояться начинать новые отношения из-за прошлого опыта неудачных отношений, в которых партнёр жестоко обращался с ней. Подобное поведение блокирует возможность удовлетворения потребности в близости.

Правильный подбор модели необходим для благополучного и продуктивного существования в окружающем нас мире, однако в работе этого механизма могут случиться самые разные сбои. Постарайтесь разглядеть за деталями жизни клиента особенности неправильного подбора модели – в чем именно он выражается и как именно протекает.

3. О чем говорят метафоры, которые использует клиент?

Что любопытно, часто люди подсознательно дают вам знать о том, что для них наиболее важно: в своей речи они строят метафоры на основании тех факторов, которые имеют для них наибольшее значение.

Клиент может сказать вам: «мне кажется, что я попал в ловушку», или «я потерялся», либо «я как будто заблудился с потёмках». Он может говорить о том, что его отношения потеряли изначальную свежесть.

Задумайтесь о том огромном количестве метафор, которое человек использует для описания наиболее сильного переживания, а именно – физической боли. Он может сказать о том, что боль как будто «обжигает» его, или она может «вонзаться в его тело подобно ножам», либо она может быть «леденящей».

Чем большее значение имеет для нас какой-то аспект жизни, тем более выразительным становится его описание, и тем больше метафор мы начинаем использовать при разговоре о данном аспекте своей жизни. То есть, для того чтобы определить, какие аспекты жизни клиент считает наиболее важными, вам стоит внимательно выслушать его рассказ, обратить внимание на красочность метафор и сделать соответствующие выводы.

Итак, давайте подведём итог:

  • определите, какие потребности клиента не удовлетворяются должным образом;
  • разберитесь, в чем именно заключается неправильный подбор модели в данном случае;
  • внимательно выслушайте рассказ клиента, ведь чем более красочными становятся метафоры в описании какого-то аспекта его жизни, тем более важным кажется клиенту данный аспект.

И помните о том, что на самом деле все гораздо проще, чем вам может показаться, когда Вы смотрите через витражное стекло.

Оцените статью
Гипноз-обучение.рф
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта