Как помочь клиентам справиться с эмоциями?

Блог психологии и гипноза Методы психотерапии

‘Находиться на связи с собственными чувствами’ – известное терапевтическое клише. Как будто мы должны напоминать своим клиентам о том, чтобы они не забывали отправлять своему гневу открытку на Рождество, регулярно звонить своему отчаянию или, может быть, писать письма унынию и тоске.

Однако многие трудности в нашей жизни существуют лишь потому, что вместо того, чтобы «держать дистанцию» со своими чувствами, мы вынуждены сосуществовать с ними бок о бок в тесной конуре.

Иногда наши чувства должны понимать уместность своих проявлений: они должны знать, когда им можно выходить на сцену, вести себя сообразно обстоятельствам, а также давать нам хоть немного пространства для жизни. Также им необходимо научиться прислушиваться к нам и понимать, чего хочется нам самим, – хотя бы иногда.

Что ж, достаточно персонификации эмоций на сегодня!

Но как же мы можем помочь своим клиентам выбраться из трясины деструктивных эмоциональных импульсов?

Ниже приведены три метода, которые позволят вам сделать это:

Помогите клиенту составить предварительный план

Вместо того, чтобы постоянно позволять эмоциям захватывать себя врасплох, а затем давать им «одержать победу» (извиняюсь, я обещал воздержаться от персонификаций!), помогите клиенту распознать те моменты, в которые он особенно уязвим, и заранее составить план действий, который поможет ему справиться со своими чувствами.

Предупреждён – значит, вооружён.

Например, в состоянии депрессии люди видят огромное количество сновидений (неважно, помнят они их или нет), поэтому утром они чувствуют себя совершенно измотанными, — утро может стать для них самым неприятным временем суток. Предварительное планирование своих действий на «наихудшее время суток» — укажите в плане пункт «просто помнить о том, что в течение дня уровень энергии восстановится», — может действительно помочь людям, страдающим от депрессии, отстраниться от утреннего ощущения беспомощности.

Если клиент знает о том, что определённая персона заставляет его злиться, он может запланировать ограничение контактов с этим человеком. Если клиентка начинает нервничать каждый раз, когда звонит телефон, она может принять решение каждый раз перед ответом на звонок делать три глубоких вдоха и медленных выдоха.

Наличие плана, некой стратегии, является обязательным условием для воздействия на эмоциональные модели поведения. Если Вы владеете техниками гипноза, с помощью гипнотической репетиции Вы можете закрепить в сознании клиента конструктивную реакцию на эмоциональные модели поведения, и чем больше времени Вы отведёте на практику, тем быстрее клиент научится применять новую модель реакции в реальной жизни.

Помните о том, что иногда необходимо видеть полную картину

Своеобразное разбавление интенсивности чувства гораздо эффективнее попыток его подавить.

Например, вам не особо нравится определённый человек. Если Вы сделаете вид, что он вам нравится, иногда это может помочь в некоторой степени, но, скорее всего, вам покажется, то вами манипулируют, и у вас появится чувство обиды. Однако активные поиски каких-то доводов в пользу этого человека, которым помогут вам найти в нем что-то человеческое и приятное вам, на самом деле помогут снизить интенсивность неприязни.

Моя клиентка терпеть не могла свою соседку, она казалась ей вечной хлопотуньей, которая сует нос не в свои дела и постоянно надоедает разговорами. Из нашей беседы я понял, что муж соседки бросил её после многих лет брака. Я предложил своей клиентке задуматься о том, каково это, — оказаться в такой ситуации, представить себе ужасающее одиночество, которое чувствует её соседка, и т.д. и т.п. Несмотря на то, что эти размышления не трансформировали раздражение моей клиентки в симпатию будто по мановению волшебной палочки, они помогли клиентке начать воспринимать свою соседку более расслабленно и не так нервничать при одном её появлении.

Одному из своих клиентов, молодому человеку, я посоветовал во время разговоров с боссом, который постоянно его унижал, задумываться о бесконечности вселенной (да, на самом деле!). Подобное «общее восприятие» помогло ему взглянуть на свои взаимоотношения с боссом, которого он раньше боялся, как огня, с другой точки зрения, и теперь эти отношения стали практически выносимыми.

Определите «точку невозврата»

Эмоции захватывают нас врасплох, подкрадываются со спины, и, ещё до того, как мы осознаем это, мы уже делаем, думаем, говорим, и, конечно же, чувствуем те вещи, от которых мы бы с удовольствием воздержались.

Возможно, не так легко это определить, но всегда существует так называемая «точка невозврата». До достижения этого момента мы всегда можем повернуть назад. Но как только мы достигаем этой точки, нам становится все труднее и труднее остановить своё погружение в эмоциональные топи.

Если мы сможем научить своих клиентов методам определения точки невозврата, с помощью репетиции мы научим их избегать этого момента.

Например, у одной женщины случался неконтролируемый приступ гнева каждый раз, когда её сын говорил с ней в определённом тоне. Она старалась не сердиться, но после определённого момента она ничего не могла с собой поделать. Мы практиковали с ней визуализацию этой точки невозврата, и, как только она погружалась в этот момент, она представляла, как улетает прочь из ситуации и наблюдает за ней со стороны.

Как только клиентка представила себе все это, она сразу же начала гораздо спокойнее это воспринимать, и чуть позже она рассказала мне, что теперь её сыну больше не удаётся провоцировать её, используя в разговоре определённый тон, а вскоре он вовсе перестал делать это.

Да, нашим клиентам необходимо понимать собственные эмоции, и часто эмоции являются важными и достоверными сигналами, говорящими о том, что какая-то из наших эмоциональных потребностей не удовлетворяется. Однако сигнал должен быть достаточно сильным для того, чтобы мы смогли его распознать, но не слишком сильным. Когда он становится слишком сильным — это превращается в проблему.

Оцените статью
Гипноз-обучение.рф
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта