Моделирование закрепит новые умения и навыки

Блог психологии и гипноза Методы психотерапии

Мальчику, который сидел напротив меня, было всего 9 лет, и он дико боялся рвотной реакции. Недавно он стал свидетелем сразу трёх неприятных инцидентов, последовавших практически один за другим: сначала его сестре стало плохо на пароме, потом её вырвало во время рождественского ужина, а потом ей же (бедная девочка!) стало плохо на дне рождения друга. Теперь Женя боялся того, что такое может повториться снова. Он отказывался ходить в гости к друзьям и постоянно переживал за свою сестру.

Однако мальчик оказался очень разговорчивым, у него было много разных интересов. Несмотря на столь юный возраст, он отличался прекрасно развитым воображением, что делало его весьма гипнабельным. Также он очень хотел избавиться от своего страха. Он красочно и во всех деталях описал мне все эти «рвотные инциденты», а также сказал, что одно воспоминание об этих моментах вызывает у него страх.

Пришло время стать смелым!

В работе с этим маленьким клиентом мне помог Арнольд Шварценеггер

Мы сменили тему: «Женя, скажи мне, а какие фильмы тебе нравятся?»

«Мы с папой любим смотреть фильмы, в которых играет Арни» (Я не ожидал услышать о том, что его отец был также вовлечён в просмотр, — на самом деле считается, что фильмы с Арнольдом Шварценеггером не совсем подходят для семейного просмотра!).

«Почему тебе нравится этот актёр?»

«Он большой и сильный. Настоящий герой!»

Я попросил мальчика закрыть глаза на несколько секунд и представить себе Арни в какой-то из своих героических ролей. Затем мы с ним обсудили тех персонажах, которых играл Арни. Я не уверен в том, что сопереживание возглавляло список его лучших качеств, однако мы постарались как можно точнее охарактеризовать его роли. Затем я попросил Женю представить себе, как бы Арни повёл себя в тех ситуациях, когда его сестре становилось плохо. Что бы он сделал, если бы был там в тот момент. Женя нисколько не сомневался:

«Он бы остался смелым и сохранил спокойствие! Он ничего не боится! Он просто помог бы моей сестре и уладил бы все дела».

Я попросил Женю закрыть глаза и ещё раз представить себе все эти ситуации, только на этот раз понаблюдать за ними со стороны, причём Женину роль будет играть Арни. Теперь неприятные воспоминания уже не пугали мальчика, его лицо расплылось в улыбке.

Затем я попросил мальчика ненадолго представить себе, что он сам превратился в австрийского качка и теперь может почувствовать себя сильным и хладнокровным, спокойным и здравомыслящим. Теперь он может ещё раз представить себе все эти ситуации так, как будто в этот раз он сам превратился Арни. Теперь он спокойно воспринимал все те моменты, которые в прошлом казались ему травмирующими, и наслаждался собственной силой.

Наладив связь с сильными сторонами его героя, мы смогли трансформировать восприятие определённых воспоминаний – из моментов, наполненных страхом и ощущением беспомощности, они превратились в моменты ощущения собственной силы и спокойствия. Эта трансформация изменила способ обработки этих травмирующих воспоминаний и мозге моего юного клиента, и процесс детравматизации успешно завершился.

Данный сеанс длился около 30 минут. Чуть позже Женина мама рассказала мне о том, что её сын смог помочь своему однокласснику, которому стало плохо в классе, и успокоить его. Благодаря Арни ребёнок избавился от своей фобии.

Конечно же, не у каждого из нас есть свои «герои», однако большинство людей восхищаются определёнными личностями из-за каких-то присущих им качеств. Если Вы хотите помочь своему клиенту изменить восприятие воспоминаний о прошлом для того, чтобы изменить модель реакции на подобные ситуации в будущем, либо Вы пытаетесь создать новую позитивную модель поведения в сознании клиента перед каким-то предстоящим событием, Вы можете воспользоваться пятью советами, представленными ниже.

5 этапов «Героической» терапии

 Определите героя

Спросите клиента, кем он восхищается, или какой человек, по его мнению, лучше всего сможет справиться с проблемной для клиента ситуацией. Это может быть его знакомый, какая-то знаменитость или даже вымышленный персонаж.

«Как Вы думаете, кто сможет лучше всего справиться с той проблемой, о которой мы говорим?»

Охарактеризуйте героя

Попросите клиента указать те качества «героя» или его примера для подражания, которые помогут в корне изменить ситуацию. Ответ клиента может быть таким:

«Он большой и смелый. Настоящий герой!»

«Она не беспокоится по пустякам. Она концентрируется на том, что она должна делать».

Понаблюдайте за героем в действии

Попросите клиента закрыть глаза и в своём воображении представить себе, как именно его герой ведёт себя в проблемной ситуации, проявляя все свои лучшие качества.

Попросите клиента примерить на себя качества, характерные для его героя

Попросите клиента представить себе, как он превратился в своего героя и попал в непростую (в прошлом) ситуацию (или в ту ситуацию, в которой клиент ожидает появления трудностей). Теперь он может пережить ситуацию ещё раз, только на этот раз он имеет доступ ко всем необходимым «героическим качествам».

Попросите клиента представить себе эту ситуацию и собственные переживания во всех деталях.

Помогите клиенту усвоить и закрепить новое, «героическое», восприятие ситуации

Убедите клиента в том, что теперь он может закрепить в сознании все эти качества, обрести новое восприятие и сделать его частью собственной уникальной индивидуальности.

Конечно же, мы можем помочь нашим клиентам «позаимствовать» необходимые качества у выдающихся мужчин и женщин, но я считаю, что в реальности настоящий героизм присущ также тем людям, которые на первый взгляд выглядят самыми обычными. Как сказал «супермен» Кристофер Рив, «герой – это самый обычный человек, который находит в себе силы для того, чтобы продолжать идти к своей цели и преодолевать трудности, несмотря на препятствия, стоящие у него на пути».

Оцените статью
Гипноз-обучение.рф
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта