Как метафоры оживляют общение с клиентом

Блог психологии и гипноза Методы психотерапии

Не так давно я получил несколько очень интригующих и во многом похожих друг на друга электронных писем от постоянных пользователей нашего сайта с гипнотическими сеансами www.аудио-гипноз.рф. Корреспонденты интересовались причинами столь частого включения историй в текст гипнотических сеансов.

Чаще всего они задавали следующий вопрос: Какой смысл включать в сеанс историю и что она на самом деле означает?

Я искренне надеюсь на то, что как только Вы осознаете, — действительно осознаете, — силу того эффекта, который оказывают истории, а также поймёте, почему столь многие психотерапевты, гипнотерапевты, бизнес-тренеры и прочие врачеватели человеческих душ используют их в своих сеансах, Вы также начнёте использовать их для усиления эффективности воздействия в ходе своей практики.

Вся прелесть историй заключается в том, что они обладают почти что магической способностью пробиваться сквозь стену наших предрассудков, устоявшихся представлений и эмоциональных ограничений, и способны «достучаться» до самого глубокого уровня нашей души – до той части нашей личности, которая реагирует на метафоры и описание различных моделей.

Перед тем, как я рассмотреть данное явление поподробнее, мне хотелось бы сделать важное предупреждение.

Если Вы хотите помешать истории оказать на вас своё по-настоящему магическое воздействие, Вы можете сделать одно из двух: проведите скрупулёзный осознанный анализ содержания для того, чтобы понять, «что все это значит», либо постарайтесь извлечь из этой истории «мораль» или поискать в сюжете «изюминку».

В этой связи мне вспоминается одна история, которая является замечательной метафорой чрезмерного анализа истории, который на самом деле лишает её жизни. Один любопытный мальчик, который в будущем хотел стать учёным, поймал муху для опытов и тут же начал разбирать её на части. Вскоре перед мальчиком лежали крылья, голова, несколько ног и тельце. Однако при этом он не мог понять, куда же делась муха…

Точно так же, как расчленение на части лишает муху её сущности и высасывает из неё жизнь, во многих случаях разбор истории на составные части блокирует её способность повлиять на ваше подсознание в максимальной степени.

Скрытая сила историй

Лучшие из историй являются многогранными и многоаспектными. Они похожи на луковицу – в них заложено множество уровней значения, наслаивающихся друг на друга, и восприятие этих уровней зависит от состояния сознания слушателя (или читателя).

Вы не обязательно истощаете все запасы смыслов истории при первом знакомстве с ней. Во многих случаях повторное прослушивание или чтение какой-то истории открывает перед вами ещё больше значений и большую глубину смысла. Когда Вы ставите для себя задачу найти в истории единственный смысл, или, может быть, случайно обнаружите в ней «единственное значение», Вы преждевременно перестаёте искать в ней другие смыслы, тем самым, не давая истории проявить весь свой потенциал и лишая самого себя новых знаний.

Реальная «изюминка» истории может находиться в самом её начале или даже в тех её частях, которые кажутся не относящимися к делу, а не в её сюжетной линии. То есть всегда лучше открыть своё сознание для восприятия истории, не стоит относиться к ней предвзято!

После погружения в состояние гипнотического транса, люди часто начинают по-другому смотреть на существующую проблему, либо вообще перестают воспринимать происходящее как проблему. В некоторых случаях таких результатов помогает достичь именно история, включённая в гипнотический сеанс.

Метафора эволюционировала вместе с нами

И Вы, и я, и каждый человек на этой планете – все мы в ходе эволюции постоянно адаптируемся к окружающим нас жизненным обстоятельствам, а также пытаемся понять, что происходит, и в этом нам помогает метафора.

Ваши сны по своей природе метафоричны. Все языки, существующие в мире, также можно назвать «метафоричными», потому что в процессе их использования определённое сочетание звуков заменяет собой определённый предмет, то есть является его «метафорической» заменой. Например, слово «туфля» не является по своей сути обувью. Это просто слово, набор звуков. Однако это слово работает как метафора.

Так в чем же заключается ценность использования метафор и полноценных историй в повседневной жизни?

Важность использования метафоры

Предположим, Вы пытаетесь помочь человеку решить проблемы, или, может быть, Вы проводите семинар и хотите дать участникам новые знания.

Уместная конструктивная метафора делает следующее:

  • она формирует ожидание;
  • помогает преодолеть сопротивление;
  • обеспечивает автономность;
  • помогает взглянуть на проблему с другой стороны.

Давайте рассмотрим её эффект более детально.

Ниже представлено описание четырёх весьма эффективных терапевтических техник:

Формирование ожидания

Подходящая метафора поможет вам сформировать в сознании собеседника определённое ожидание – он понимает, что существующую проблему можно решить. Обнадёживающие метафоры возрождают надежду в душе человека.

Преодоление сопротивления

Каждый из нас сопротивляется переменам, и это совершенно естественно. Истории, анекдоты и отвлечённые метафоры (они кажутся таковыми только на первый взгляд!) повышают вероятность того, что собеседник в итоге воспримет ту идею, которую Вы пытаетесь до него донести.

Например, когда курильщик убеждён в том, что он по своей сути является «зависимым», он думает, что ему будет очень трудно или даже невозможно бросить курить. В этом случае я могу сравнить его вредную привычку с навязчивыми отношениями, в которых один партнёр плохо обращается с другим: человека пугает одна мысль о прекращении этих отношений, несмотря на плохое обращение со стороны партнёра, но когда он все же расстаётся со своим партнёром, он недоумевает, почему не сделал этого раньше.

Подобная метафора возрождает надежду в душе слушателя и позволяет ему взглянуть на проблему по-новому, выйдя за рамки своих ограничивающих убеждений.

Поддержание автономности

Для каждого из нас очень важно ощущать собственную автономность и хотя бы какой-то контроль над своей жизнью. Как правило, людям не нравится, когда им напрямую говорят о том, что им следует делать. Анекдот, метафора или некая история является замечательным способом дать совет, не давая при этом прямых указаний. Человек может принять вашу идею (или отвергнуть ее), даже не заметив того, что Вы открыли перед ним новую перспективу, позволяющую посмотреть на ситуацию или проблему с другой стороны.

Взгляд со стороны

Метафорическое общение также помогает человеку взглянуть на ситуацию и на самого себя более объективно. Очень полезно рассматривать персонажей знакомых сказок – всех этих принцев и принцесс, злодеев, сестёр, ведьм, странников на дороге и так далее, — как метафорическое представление различных частей личности одного человека.

Например, если человек пытается избавиться от привычки регулярно выпивать, злодей Алкоголь может подсознательно ассоциироваться у этого человека с ведьмой или злым гением, которого героя или героиня в итоге побеждает благодаря своей хитрости, смелости и решительности.

Истории помогают сделать коммуникацию более эффективной

На протяжении многих тысяч лет истории использовались для обучения как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Истории являются гипнотичными по своей сути, и это совершенно естественно, потому что они позволяют нам представить себе альтернативную реальность. При этом мы в какой-то степени «забываем» о своей текущей ситуации и переносимся в мир того повествования, которое мы слушаем.

Выработайте привычку в процессе коммуникации уподоблять одну вещь или явление другой вещи или явлению. Я уверен в том, что на самом деле Вы и так это делаете. Недавно мой преподаватель по гитаре описал ноты, составляющее произведение, которое мы разучивали, в виде отдельных ароматов, из которых складывается аппетитный запах еды. Если мы переборщим с какой-то приправой или специей, то её аромат заглушит остальные запахи. Это сравнение позволило мне закрепить в сознании те новые знания, которые пытался мне дать преподаватель.

Прочтите старые знакомые сказки ещё раз, но на этот раз с открытым сознанием. Позвольте им оказать своё влияние, не пытайтесь сознательно переварить их или разложить на составные части (вспомните о бедной мухе!). Вы можете начать рассказывать истории в процессе коммуникации, — они не обязательно должны быть длинными, лучше всего использовать для этой цели истории, открывающие перед собеседником более широкую или новую, более здоровую перспективу.

Однажды ко мне на приём пришла одна клиентка. Она находилась в отношениях с мужчиной, который очень плохо с ней обращался, и чувствовала себя очень одинокой. Она постоянно говорила о том, что чувствует себя полной дурой потому, что вообще начала с ним встречаться. Я напомнил ей о том, что на момент начала отношений она страдал от одиночества и сказал ей следующее:

«Вы знаете, в этой связи мне вспоминается история об одном человеке, который ехал по выжженной солнцем пустыне, когда его машина сломалась. Его настолько одолела жажда, что он начал пить горючее из бензобака».

Она уловила суть: именно ощущение одиночество заставило её вступить в отношения с этим мужчиной, который совершенно ей не подходит.

Итак, если вам необходимо научить своего клиента чему-то новому, или Вы хотите помочь ему решить какую-то проблему, обратите внимание на историю или образ, который приходит вам в голову, и задайте себе вопрос: смогу ли я с помощью данной метафоры открыть перед клиентом новую, более полезную для него перспективу? Всем нравятся истории, и чем больше историй Вы будете использовать в общении (при этом не стоит затягивать повествование и утомлять собеседника), тем более увлекательным покажется окружающим общение с вами, и, что более важно, Вы обретёте способность вдохновлять и убеждать людей, а также учить их чему-то новому.

Оцените статью
Гипноз-обучение.рф
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта