Проблемы ваших клиентов могут казаться им непреодолимыми. Однако Вы способны изменить подобные убеждения.
«…Я всего лишь открывал перед клиентом определённые ожидания, вселяющие в него уверенность. Когда маленький ребёнок учится ходить, Вы знаете, что он может этому научиться, но он сам об это не знает. Вы передаёте ребёнку свои собственные ожидания, тем самым давая ему уверенную и надёжную поддержку».
Доктор Милтон Эриксон
Вы когда-нибудь слышали о двойном слепом испытании?
Перед тем, как попасть на рынок, новые лекарственные препараты проходят испытание, в ходе которого их эффект сравнивается с эффектом плацебо. Это испытание позволяет выяснить, в какой степени эффект препарата зависит от ожиданий, сформировавшихся в сознании пациента (которые могут оказать мощнейшее воздействие), и в какой степени он обусловлен влиянием психоактивного химического вещества, содержащегося в самом препарате.
Конечно же, фармацевтические компании надеются на то, что разница между эффектом плацебо и реакцией на химическое воздействие окажется существенной!
В любом случае эти испытания называют «двойными слепыми» потому, что ни сам испытуемый, ни врач, раздающий таблетки, не знают о том, что именно получает пациент – настоящее лекарство или плацебо.
Но зачем же скрывать это даже от врача?
Ожидания обладают невероятной силой
В данном случае применяется именно двойной слепой метод, потому что если врач будет знать, какая таблетка является лекарством, а какая – плацебо, он может неосознанно передать испытуемому свои собственные ожидания по поводу эффектов этого препарата, и эти ожидания могут повлиять на реакцию пациента.
Люди проявляют невероятную чувствительность к тому, что, как им кажется, ожидает «врач». То есть отношение врача и его убеждения являются очень важным фактором, влияющим на успешность лечения. Или испытания.
Тот же самый принцип Вы можете применить в своей терапевтической практике.
Я не знаю, как насчёт вас, но за годы своей практики мне приходилось сталкиваться с множеством клиентов, которые не верили в то, что им когда-нибудь станет лучше. Они думали, что они до самой смерти обречены жить в тюрьме, созданной из проблем. В частности, такой манеры восприятия могут придерживаться клиенты, страдающие от депрессии, потому что это состояние погружает их в своеобразный транс и навязывает им принципы «черно-белого» мышления.
Так как Вы являетесь терапевтом, ваше собственное отношение может в корне изменить ситуацию и оказать значительное влияние на прогресс вашего клиента в деле преодоления его «проблемы». Но каков же лучший способ передачи клиенту вашей собственной уверенности в успешности начатого лечения, который повысит вероятность достижения успеха в реальности?
Так как Вы являетесь терапевтом, ваше собственное отношение может в корне изменить ситуацию и оказать существенное влияние на прогресс вашего клиента
3 психотерапевтических техники, которые помогут вашему клиенту поверить в собственное выздоровление:
1. Помните о том, что все люди стремятся к прогрессу
Человеческая раса постоянно тянулась вверх, к вершинам прогресса, ещё до того, как этот прогресс начался в реальности. Как Вы думаете, насколько высока была вероятность того, что мы в принципе можем изобрести земледелие, различные технологии и литературу, создать шедевры архитектуры, а также осознать наше собственное место в этой вселенной тогда, когда мы ходили без одежды, как и все остальные животные? Могли ли мы предположить, что мы вообще когда-нибудь сделаем что-то подобное?
Несмотря на то, что два миллиона лет назад, когда мы носились по саваннам, едва отличимые от других приматов, вероятность подобного была крайне мала, мы все же каким-то образом умудрились сделать все это.
Мы обладаем врождённым стремлением к развитию и в тех случаях, когда условия являются подходящими, это стремление может стать чрезмерным или может превратиться в навязчивую идею.
Вплетите размышления на эту тему в разговор с клиентом совершенно естественным образом, сделайте это ненавязчиво, — такой разговор закрепит как в сознании, так и в подсознании вашего клиента ожидание того, что все в его жизни обязательно изменится к лучшему, ведь именно так с нами всегда и происходит, такова наша человеческая натура.
2. Визуализируйте будущие успехи вашего клиента
Независимо от того, в чем именно заключается трудность или проблема клиента, я считаю, что нам необходимо определить те факторы, которые позволят нам оценить степень успешности терапии. Затем я закрепляю все эти моменты в своём собственном сознании с помощью самогипноза, визуализирую их во всех красках и деталях, представляю себе, как будут выглядеть все эти успехи в реальности.
Эта техника позволяет мне почувствовать себя так, как будто я уже «подсмотрел» этот будущий успех ещё до того, как он произойдёт в реальности. И этот способ делает ту уверенность в позитивном исходе, которую я хочу передать своему клиенту, более естественной для меня самого.
3. Следите за теми языковыми приёмами, которые Вы используете
Исходные предпосылки и предположения обладают невероятной силой. Воспользуйтесь ею в своих интересах!
Используйте в разговоре такие фразы, как:
- когда ситуация изменится к лучшему…
- когда все начнёт налаживаться…
- и пока Вы будете выздоравливать, Вы также заметите, что…
вместо того, чтобы использовать более осторожные выражения, начинающиеся со слова «если».
Исходная предпосылка содержит внутри себя предположение о том, что прогресс обязательно произойдёт. Исходная предпосылка не заставляет нас концентрироваться на предположении, лежащем в её основе, – если ваш клиент слишком сильно сконцентрируется на каком-то предположении, он может отвергнуть его.
Например, вместо того, чтобы сказать:
Вы обязательно почувствуете себя лучше!
(человек, страдающий от глубокой депрессии, скорее всего, с негодованием отвергнет это утверждение), мы могли бы более эффективно передать идею улучшения самочувствия в более широком контексте:
Мне интересно, какие именно изменения заметят члены вашей семьи в грядущие недели, когда вы начнёте чувствовать себя лучше? О каких вещах они упомянут как о тех моментах, которые, как они видят, действительно делают вас счастливее?
Здесь мы скрыто передаём «ощущение прогресса», одновременно концентрируясь на тех изменениях, которые заметят друзья клиента и члены его семьи.
Никогда не стоит недооценивать силу «уверенной поддержки определённых ожиданий».