«Здравствуйте, меня зовут Михаил, и я – алкоголик!»
Однако Михаил не выпил ни одной рюмки после окончания университета. Сейчас ему уже 33 года, и он пришёл ко мне не для того, чтобы бросить пить, а для того, чтобы избавиться от аэрофобии.
Я задал ему вопрос по поводу его «статуса» алкоголика. И он ответил:»Ну, на самом деле я – алкоголик в завязке». Михаил поддался влиянию распространённого мнения о том, что алкоголик никогда не может полностью избавиться от своей вредной привычки, он может только на время завязать.
Я пришёл к выводу, что Михаил по большому счету сам приклеил к себе ярлык алкоголика, на самом деле он не верит в том, что победил эту вредную привычку.
И это вполне понятно: иногда нам кажется, что гораздо безопаснее думать именно так, подобное отношение не даёт нам вновь попасть в ловушку этой зависимости.
Однако формирование общего представления о собственной личности на основании определённого ярлыка может оказать пагубное влияние на нашу жизнь
Слова определяют наши ожидания, а наши ожидания оказывают мощнейшее воздействие на наши переживания и наше восприятие действительности. И если мы, терапевты, не уделим должного внимания данному аспекту, мы можем лишь усугубить проблемы, существующие в жизни наших клиентов.
Так как же найти истинного себя среди всех этих ярлыков?
Язык, который мы используем для характеристики собственной личности, весьма и весьма коварен.
Если человек простудился, а затем справился с болезнью, мы говорим о том, что он «выздоровел». Однако если человек заболел раком, и ему удалось преодолеть этот страшный недуг, мы говорим: «заболевание перешло в стадию ремиссии», то есть мы подразумеваем, что человек находится в процессе излечения, однако этот период временный.
Людей, страдающих от депрессии, окружающие называют «депрессивными». Несчастный, страдающий от этого расстройства (так же, как и окружающие его люди) формулирует на основании этого ярлыка целый комплекс различных ожиданий.
Согласно результатам одного из исследований состояние здоровья тех пациентов, которые пережили рак и считали себя полностью выздоровевшими, оказалось гораздо лучше здоровья людей, переживших рак и считающих своё состояние временной «ремиссией». Представители группы «исцелившихся» чувствовали себя более счастливыми, более сильными, испытывали менее интенсивную боль, а также вели более активную социальную жизнь.
То есть отношение пациента к собственной болезни (а также факт признания себя больным, — как в случае с алкоголизмом или депрессией) может оказать существенное влияние на переживания и ощущения человека.
Существует огромная разница между двумя видами восприятия таких состояний, как, например, депрессия и алкоголизм: клиент либо может считать болезнь частью собственной личности (именно такое отношение поддерживается фармацевтическими компаниями), либо он рассматривает своё расстройство как чужеродный элемент, с которым необходимо бороться.
Любой человек может заболеть раком и заплатить ту цену, которую он просит, независимо от нашего отношения к этому заболеванию. Однако результаты научных исследований говорят о том, что те пациенты, которые не считали рак частью своей личности, в целом чувствовали себя гораздо лучше тех пациентов, которые определяли самих себя в первую очередь как «онкологических больных».
Так какие же терапевтические техники помогут нам мягко убедить клиента в том, что он представляет собой нечто большее, чем его «состояние»?
Ниже представлено описание 3 терапевтических техник, которые помогут вашим клиентам преодолеть влияние ярлыков:
Совет Первый: определите заболевание клиента как временное состояние
Вы в депрессии, Вы страдаете от депрессии, именно поэтому Вы депрессивны!
При этом вам в голову могут прийти следующие мысли: «Итак, если я «депрессивный», значит, я остаюсь таким же и тогда, когда не страдаю от депрессии! Это моя истинная натура! Депрессия просто выжидает время. Она обязательно вернётся и вернёт себе позиции хозяйки моего разума, начальницы моей жизни и властительницы моей души».
При обсуждении состояния клиента вам следует очень аккуратно подбирать слова.
Михаил: «Я – алкоголик!» (характеристика личности).
Я: «Вы выпивали в прошлом, и именно тогда у вас существовала эта проблема» (в данный момент я говорю о прошлом, эта характеристика не обязательно соответствует истинной натуре клиента).
Ваша цель – не преуменьшить серьёзность переживаний и ощущений клиента, а мягко подвести его к тому состоянию, в котором он почувствует себя сильнее своего расстройства. И из этой цели следует совет номер два…
Совет Второй: обращайтесь к «состоянию» клиента, не к его «личности»
- «Как именно анорексии удалось убедить вас в том, что у вас слишком много лишнего веса?»
- «Как именно депрессия заставляет вас видеть собственное будущее?»
- «Как именно привычке курить удаётся обмануть вас и снова соблазнить несмотря на то, что вам удалось покончить с ней?»
Вы не говорите о клиенте как о «заядлом курильщике», Вы говорите о его «привычке курить».
Совет Третий: обратитесь к жизни клиента за рамками навязанных ярлыков
Когда человек (не без помощи окружающих) строит представление о самом себе на основании ярлыка «курильщик», или «депрессивный человек», или «паразитическая личность», или «человек, страдающий биполярным расстройством», ему начинает казаться, что другой точки зрения просто-напросто не существует.
Конечно же для того, чтобы вылечить своего клиента, помочь ему преодолеть своё расстройство или улучшить качество его жизни, вам необходимо спросить человека о существующих проблемах и трудностях, поговорить о них, — также это необходимо и вашему клиенту. Однако я думаю, что нам следует очень тщательно подбирать слова при этом разговоре, ведь мы не хотим подтвердить и закрепить подобное восприятие клиентом собственной личности, — «да, я именно такой».
Однажды я разговаривал с заядлым курильщиком, — на протяжении 30 лет он выкуривал по 40 сигарет в день. Он начал курить в 12 лет, а теперь выглядел на все 112! Мы обратились к его жизни в одиннадцатилетнем возрасте.
Он представил себе, — и даже наполовину вспомнил, — каково это: просыпаться утром и думать, о чем угодно, только не о сигаретах. На основании этого образа мы продолжили нашу работу, представляя себе будущее, в котором сигаретам нет места.
При работе с человеком, страдающим от депрессии, Вы можете поговорить с ним о его ощущениях в «нормальном» состоянии, — что он чувствует, когда он не страдает под гнетом депрессии? Либо Вы можете спросить у него, чем он займётся, когда наконец избавиться от депрессии.
Михаил также всегда представлял и представляет собой нечто большее, чем бывший алкоголик.
Ярлыки могут приносить пользу, однако они также влияют на наши чувства и ограничивают наши ожидания. Ярлыки с лёгкостью приклеиваются к человеку, — и с такой же лёгкостью он может от них избавиться.