Как мотивировать клиента на результат

Блог психологии и гипноза Как мотивировать клиента

Может быть, вам знакома эта ситуация: Вы ставите перед клиентом терапевтическую задачу, он соглашается с ней, но позже… на следующем сеансе выясняется, что он не сделал ничего для того, чтобы добиться этой цели?

Для того чтобы решить любую проблему (будь то тушение пожара в здании или изменение состояния своего сознания) необходима определённая стратегия. Определение чётких целей и постановка конкретных задач – очень важная часть терапии. Вам необходимо задать чёткое направление работы в ходе терапии (особенно если человек находится под влиянием сильных эмоций), а также закрепить в его сознании клиента чёткий «шаблон», конкретную модель желаемого поведения в будущем, картинку нового, лучшего будущего. Однако если ваш клиент даже не пытается достичь поставленных целей, либо просто не знает, с чего начать, ситуация становится немного сложнее и запутаннее.

Я составил простое руководство, которое поможет вам быстро поставить перед клиентом конкретные цели и мотивировать его на их достижение.

1. Используйте позитивно-окрашенную лексику при формулировке цели

Я никогда не воспринимал цели как нечто предельно ясное и само собой разумеющееся. Даже при лечении арахнофобии (то есть боязни пауков), когда цель терапии на первый взгляд кажется очевидной, я уделяю некоторое время уточнению желаемых результатов. При этом я использую позитивно-окрашенную лексику:

«Чего Вы хотите от этого сеанса?»

«Я не хочу больше испытывать страх и ужас при одном виде паука!»

Как можно охарактеризовать данный шаблон? Лучше всего это сделать при помощи аналогии: представьте, как Вы садитесь в такси и перечисляете водителю все места, в которые Вы НЕ хотите ехать…

Индивидуумы, постоянно живущие в страхе, как правило, растрачивают время на представление нежелательных сценариев развития событий в будущем, в то время как успешные и самодостаточные личности предпочитают концентрироваться на позитивных возможностях и целенаправленно двигаться к успеху.

То есть в описанной ситуации Вы можете сказать следующее: «Хорошо. А теперь постарайтесь представить себе, каково это – воспринимать пауков спокойно и расслабленно». Только так Вы можете прийти хоть куда-нибудь: Вы не только начинаете мягко отвлекать внимание клиента от нежелательной модели поведения, но и задаёте направление, определяющее цель терапии.

2. Терапевтические уроки лепки

Помогите клиенту сформулировать свою цель.

Человеку, который на протяжении продолжительного времени придерживался негативной манеры мышления, бывает трудно представить себе то, чего он хочет на самом деле. Например, индивидуум, страдающий от депрессии, может быть настолько поглощён своими переживаниями, что любой разговор, направленный на поиск решения проблемы, может показаться ему чуждым и странным. В этом случае Вы можете мягко и ненавязчиво предложить клиенту варианты желаемого развития событий:

«Может быть, было бы неплохо начать чувствовать себя энергичным по утрам?»

Если клиент согласится, Вы можете развить эту идею и сформулировать более конкретную цель, однако…

3. Не стоит торопиться и пытаться преодолеть лестницу в один прыжок

Я предлагаю своему клиенту представить себе лестницу, состоящую из десяти ступенек. Затем я делаю предположение о том, что он вряд ли собирается преодолеть все эти десять ступенек в один прыжок, но он сможет подняться по ней, наступая на каждую ступеньку по очереди.

Разбейте цель на отдельные составные части, каждая из которых вполне достижима. Если клиент говорит вам, что он хочет «стать счастливым», нам нужно раскрыть значение этого понятия и разбить его на составные части, которые вполне достижимы на практике.

Например:

  • почувствовать себя более энергичным;
  • вновь получать удовольствие от секса;
  • больше общаться с людьми;
  • вновь начать играть на пианино;
  • снова записаться в тренажёрный зал и продолжить тренировки;
  • спать глубоким и здоровым сном.

И так далее. Таким образом мы разбиваем неясную и общую формулировку «стать счастливее» (которую мы, возможно, вывели из желания клиента «больше не страдать от депрессии») на конкретные составные части, и теперь клиент может действительно начать работу по воплощению в жизнь всех этих маленьких целей.

4. Разожгите огонь в душе клиента

Сила ожидания просто невероятна, — используйте её в своих целях. Ваши слова, ваше поведение, выражение вашего лица – все это помогает вам создать определённые ожидания в сознании клиента.

И Вы можете сделать это, намеренно рисуя картину позитивного исхода событий, но при этом ничего не утверждая этого напрямую.

Говорите людям о том, чего им следует ожидать, описывайте улучшение существующей ситуации. Рисуйте мультисенсорные картины светлого будущего: проблема решена, и клиент чувствует себя гораздо счастливее.

Например:

«Когда депрессия начнёт отступать, количество ваших сновидений уменьшится, а уровень вашей энергии в течение дня возрастёт… теперь вам хватит сил на все, что Вы запланировали… Вы вновь начнёте все успевать и сможете достичь большего…»

 «Многие люди говорят о том, что после преодоления страхов и обретения спокойствия они начинают испытывать просто восхитительное ощущение лёгкости и свободы…»

5. Не терпится узнать!

Любопытство – очень мощная мотивация. Но может ли терапевт целенаправленно использовать любопытство клиента для усиления эффекта терапии…?

А вот об этом Вы узнаете на следующей неделе!

Да, на самом деле терапевт может воспользоваться этим ресурсом. Доктор Милтон Эриксон постоянно использовал такую мотивацию, как любопытство, присущее каждому из нас: он направлял внимание клиента на возможности, которые предоставляет ему заложенный в нем потенциал.

«На самом деле я не знаю… возможно, вам тоже становится любопытно… и вам хотелось бы выяснить, как именно все эти изменения к лучшему… начнут проявляться в вашей жизни… возможно, вас удивят и приятно поразят их проявления…»

Итак, подведём итоги.

При установлении целей вам необходимо:

  • использовать позитивно-окрашенную лексику;
  • быть предельно конкретным (при необходимости разбейте цель на легко достижимые составные части);
  • сделать цель привлекательной для клиента (разожгите в его душе огонь!);
  • мотивировать клиента, используя его врождённое любопытство.
Оцените статью
Гипноз-обучение.рф
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта