Несколько лет назад мы начали использовать одно очень интересное упражнение в ходе обучения наших студентов. Мы делили ничего не понимающих студентов на 2 группы, одной из которых мы раздавали воздушные шарики (которые им предстояло надуть), а другой – сушёные горошины. Затем мы просили обладателей горошин начать кидать ими по шарикам.
Со временем кто-то из студентов понимал, в чем суть этой игры. «Ага! Горошины просто отскакивают!!». Этот умный парень ухватил суть задания. «Внушения могут «отскочить» от сознания клиента – точно так же, как горошины отскакивают от поверхности шариков!».
Для того чтобы студенты лучше усвоили эту идею, мы не стали просто рассказывать им о ней. Аналогия позволила студентам продемонстрировать суть этой идеи самим себе, именно поэтому сознание студентов не оттолкнуло эту идею.
На самом деле даже если Вы пытаетесь донести до клиента самые замечательные и полезные идеи и внушения, способные изменить всю его жизнь, они могут «отскочить» от поверхности сознания клиента, если он не откроет свой разум для восприятия этих идей и внушений.
Возникает резонный вопрос: так как же мы можем привлечь внимание нашего клиента к этим внушениям?
Конечно же, гипноз является невероятно эффективным способом достичь этой цели – именно поэтому мы его и используем. В состоянии гипнотического транса человек открывается для обучения как на эмоциональном, так и на физическом уровне (например, когда мы внушаем клиенту, что какая-то часть его тела теряет чувствительность).
Но как же привлечь внимание клиента в состоянии, далёком от гипнотического транса? Как же избежать такой реакции, как мгновенное неприятие всех ваших идей (при этом клиент на самом деле даже не прислушивается к ним)? Либо клиент может кивать головой в знак согласия, но на самом деле он даже не понимает смысла ваших слов и репетирует собственные фразы в ответ на ваши высказывания.
Существует множество способов, которые помогут человеку действительно открыться для восприятия новых знаний, и один из этих методов заключается в подражании подобному процессу, — тому процессу, который происходит в нашей повседневной жизни, а не в кабинете психотерапевта.
Вы не поверите!
Что заставляет вас действительно прислушаться к следующей фразе своего собеседника? Задумайтесь о том, что Вы чувствуете, когда кто-то говорит вам:
- «(Здесь стоит ваше имя), ты знаешь… я действительно не знаю, как сказать тебе об этом… пообещай, что ты не рассердишься!»
- Вау! Теперь этот человек действительно привлёк ваше внимание. Теперь Вы никуда не уйдёте, пока не услышите эту историю от начала до конца.
Вот ещё несколько примеров фраз из повседневной жизни, привлекающих наше внимание:
- «Эээ… я не должен был говорить тебе это, но…»
- «Ты не будешь возражать, если я кое-что расскажу тебе? Никто не знает об этом… и ты никому не расскажешь, не правда ли…?»
- «Ты можешь сохранить это в тайне? Ты не поверишь, что я нашёл на странице Маши на сайте Одноклассники!»
- «Я могу задать тебе один очень личный вопрос?»
Конечно же, если ваш собеседник будет постоянно начинать разговор с такой фразы, она не возымеет такого сильного эффекта, однако, в общем и целом, подобный гамбит в начале разговора привлекает внимание и звучит многообещающе (будь то в позитивном или в негативном ключе). Такие фразы вызывают у нас скрытую или явную реакцию вида: «Что-что?», и концентрируют наше внимание на рассказе собеседника.
Подобные утверждения и вопросы служат своего рода мини-погружением в гипнотический транс, так как они переводят нас в режим повышенной восприимчивости.
Так как же мы можем использовать эту идею в своей терапевтической практике?
Терапия сплетнями? Да что Вы говорите?!
Конечно же, я не предлагаю вам сплетничать с клиентом или делиться с ним непристойными слухами о других людях только для того, чтобы привлечь его внимание (хотя некоторым из ваших клиентов это может очень понравиться… Вы знаете, о ком я говорю!). Однако если Вы считаете, что определённая идея или внушение является действительно важным для этого клиента, и Вы хотите, чтобы он на самом деле услышал и воспринял его, непосредственно перед этим внушением Вы можете использовать в разговоре определённую фразу, вызывающую любопытство, – подобную тем, которые описаны выше.
И вот три примера использования подобного метода:
«Я очень долго думал над вашей ситуацией и приложил все возможные усилия для того, чтобы разобраться в ней. Я не знаю, как Вы на это отреагируете, но все же я решил кое-что сообщить вам…
(подведение клиента к сути терапевтической идеи или внушения)
Послушайте, я могу задать вам один вопрос?
(конечно же, Вы уже сделали это, однако если Вы спросите разрешения у клиента перед тем, как задать важный вопрос, человек на секунду остановится и задумается о том, что же последует дальше)
Этот вопрос может показаться вам слишком личным… и мне действительно не хотелось бы выглядеть слишком навязчивым… но…
(то, что Вы хотите сказать, может на самом деле и не быть очень личным, однако подобная фраза заставляет вашего клиента действительно прислушаться к тому, что Вы говорите)».
Терапевтическое общение не является отдельным миром, отличным от естественного повседневного взаимодействия. Если оно превратится в параллельный мир, полный психологических трюков, путаницы и непонятностей, оно уже не будет таким эффективным и привлекательным для клиента. В ходе терапии мы можем использовать модели коммуникации, вызывающие любопытство собеседника, которые мы можем взять из повседневной жизни.
Да, кстати, все это напомнило мне кое о чем, сейчас я все вам расскажу…