Как преодолеть ограничивающие убеждения в сознании клиента

Блог психологии и гипноза Статьи по психологии

Ограничивающие убеждения могут стать серьёзным препятствием на пути к эффективному достижению целей терапии. В данной статье описана опробованная и доказавшая свою эффективность методика преодоления подобных убеждений. С её помощью вы сможете облегчить и ускорить процесс достижения желательных изменений.

В некоторых случаях ограничивающие убеждения клиента становятся препятствием на пути к достижению терапевтических целей, которые также осложняют эффективное взаимодействие с клиентом. Тот человек, который даже не может представить себе самого себя без сигареты в руке или в роли уверенного оратора, выступающего перед большой аудиторией, либо самого себя, ставшего стройным и подтянутым, или тот человек, который постоянно твердит себе «Это невозможно!», нуждается в вашей помощи в преодолении этого барьера.

Пример: на самом деле бросить курить очень сложно!

Недавно ко мне на приём пришла женщина, которая хотела бросить курить. В её сознании закрепилось фиксированное убеждение: она считала, что отказ от курения станет для неё невероятно сложным испытанием. В её представлении это было настолько «большое дело», что она с трудом могла даже подумать о том, чтобы взяться за него.

Заверения в том, что отказ от курения может быть на удивление лёгким, в данном случае не принесли бы никакой пользы. Если Вы начнёте говорить клиенту о том, что он «не прав», или попытаетесь спорить с ним, это немедленно заставит его занять оборонительную позицию, и даже может ещё больше закрепить в его сознании ограничивающее убеждение. Однако мне нужно было помочь ей обойти эту убеждённость, иначе достижение необходимых ей самой изменений так и осталось бы для неё огромной проблемой.

И вот что я ей сказал:

«Совершенно верно! Достижение существенных изменений в жизни – таких, как освобождение от модели поведения, предполагающей курение, — может поначалу показаться невыполнимой задачей. Это ощущение похоже на то ощущение перегруженности, которое мы чувствуем, когда начинаем работать на новом месте или переезжаем на новое место жительства. Все это кажется нам незнакомым и чуждым, и у вас даже могут возникнуть сомнения в том, что Вы сможете добиться успеха в этом начинании и сделать все так, как нужно.

 И эта неопределённость абсолютно нормальна: когда Вы дадите себе шанс акклиматизироваться в новой окружающей среде, привыкнуть к ней, начать замечать все преимущества, которые откроются перед вами, как только Вы обретёте почву под ногами, то очень скоро Вы заметите, что Вы чувствуете себя совершенно комфортно, Вы спокойно воспринимаете эти изменения, и Вы едва можете вспомнить, что именно заставляло вас так сильно беспокоиться в прошлом».

Моя клиентка сразу же расслабилась и начала улыбаться. Как только он нашла способ отложить свои ограничивающие представления в сторону с помощью активизации способности «дать самой себе шанс», она смогла с большей лёгкостью погрузиться в сеанс терапии.

Три шага на пути к преодолению ограничивающих убеждений:

3 вопроса, которые подчеркнут персональную автономность вашего клиента-курильщика:

  • Согласитесь с клиентом: Я начал своё высказывание с фразы «Совершенно верно!», тем самым давая клиентке понять, что я на её стороне, а затем я продолжил описывать её переживания и эмоции как совершенно нормальные.
  • Перепрограммируйте убеждения клиента, перенося их в разряд моделей восприятия, а не особенностей объективной реальности:Вместо того, чтобы согласиться с клиенткой в том, что бросить курить на самом деле весьма нелегко, я действительно согласился с ней в том, что эта задача «может показаться невыполнимой», таким образом напоминая ей о том, что это всего лишь её восприятие, а не объективная реальность. Вы также можете сказать клиенту о том, что подобные изменения «могут показаться пугающими» или «поначалу выглядят в принципе невозможными».
  • Опишите универсальные примеры изменения моделей восприятия:Я рассказал клиентке о том, как люди оставляют позади свои сомнения и тревоги, когда начинают работу на новом месте или переезжают на новое место жительства, однако Вы можете использовать любые примеры, которые дадут максимальный эффект при работе с тем или иным клиентом: это может быть обучение вождению или рождение ребёнка. Постарайтесь описать эти примеры во всех красках и деталях, как будто облекая их в плоть и кровь. Дайте клиенту время для того, чтобы полностью впитать эти примеры и выдать на них реакцию.

Конечно же, в том случае терапия заключалась не только в избавлении от ограничивающих убеждений. Мы также сконцентрировались на получении доступа к источнику внутренних сил, существующем в сознании клиентки, на усилении её веры в себя и на избавлении от модели поведения, предполагающей курение. Однако владение грациозным и элегантным способом ослабления воздействия изначальных ограничивающих убеждений станет тем ключевым терапевтическим средством, которое ещё больше повысит вашу персональную эффективность в роли терапевта.

Оцените статью
Гипноз-обучение.рф
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта