Эмоциональные проблемы настоятельно требуют нашего внимания. Они заставляют нас концентрироваться исключительно на них самих. Однако для того, чтобы преодолеть эти проблемы, нам необходимо сконцентрироваться на отсутствии этих проблем в нашей жизни – и то же самое касается и ваших клиентов.
Ваш клиент обладает способностью не иметь этих проблем
Именно эту способность нам необходимо выявить, подпитать и развить для того, чтобы эта проблема осталась в прошлом так скоро, как это только возможно.
Я не только расспрашиваю клиентов об их проблемах, я также прошу их рассказать мне об исключениях – о тех моментах, когда этот человек, например, не курит (или не проявляет какую-то другую проблемную модель поведения). Предоставляемая клиента информация начинает формировать ту базу, на которой будет строиться процесс избавления от проблемных моделей переживаний и действий.
Например, один человек сказал мне о том, что он не хочет курить:
- во время длительных многочасовых перелётов;
- когда он посещает в больнице заболевшего друга;
- когда он плавает в бассейне, который он посещает несколько раз в неделю.
То есть, несмотря на то что он считал себя «компульсивным курильщиком», теперь мы владели информацией о трёх исключениях – о тех моментах, в которые подобное поведение вообще не является компульсивным, и у человека не возникает желания делать это.
Когда я использовал гипноз при работе с этим клиентом, я рассказал ему о том, что он может «возродить в своём сознании те ощущения, которые он испытывает, когда плавает в бассейне», и сделать это в те моменты, когда ему обычно хочется курить (например, перед началом рабочего дня, после чашки кофе или вечером, когда он расслабляется после безумного рабочего дня, наполненного стрессами и т.д.). Этот принцип на самом деле очень важен и имеет огромное значение.
Распространение влияния позитивных моментов
Если кто-то говорит мне о том, что он боится высказываться в ситуациях общения с группой людей, я могу спросить этого человека, когда и где он чувствует максимальное расслабление. И на самом деле совершенно неважно, каким будет его ответ – может быть, он чувствует себя максимально расслабленным в горячей ванне! — потому что дело не в том, что он не знает, как испытать расслабление, он просто (до сегодняшнего дня) не использовал этот ресурс в тех ситуациях, в которых он мог бы его использовать.
Гипноз – это идеальный инструмент для распространения желаемого состояния из тех моментов, в которых оно уже присутствует, на другие ситуации, в которых оно может оказать значительное благотворное воздействие на человека.
Однако для начала вам необходимо идентифицировать эти полезные состояния, задав клиенту правильные вопросы. Ниже представлено описание трёх способов, с помощью которых Вы сможете выявить исключения из проблемных состояний и распространить переживания из других сфер жизни клиента, не являющихся проблемными, на определённые проблемные ситуации.
1) Попросите клиента описать те моменты, в которые проблемная модель поведения почему-то не проявилась
Попросите клиента вспомнить те моменты, в которые он ожидал проявления неконтролируемого гнева или думал, что он покраснеет, или, может быть, испытает приступ аэрофобии, но в итоге по какой-то причине он так и не испытал всех этих эмоций, либо они проявились не в той степени, которой он ожидал.
Можете ли Вы вспомнить какие-то моменты, в которые Вы ожидали, что вы придёте в полное замешательство, но по какой-то причине Вы так и не испытали этого ощущения? Действительно задумайтесь об этом и постарайтесь вспомнить подобные ситуации…
Спросите клиента, когда именно он обратил внимание на то, что он не испытывает нервозности или печали или чего-то ещё?
Люди не переживают одни и те же, в точности похожие друг на друга ощущения постоянно, каждый раз, в каждой ситуации, и в данном случае Вы пытаетесь выявить те моменты, в которые клиент почувствовал себя лучше совершенно естественным образом.
2) Спросите клиента, чем эта ситуация отличалась от других
Затем спросите клиента:
Что именно шло по-другому в той ситуации?
или даже
Как вам это удалось? Что Вы сделали по-другому в тот раз?
Такие вопросы позволяют выявить имеющиеся у клиента ресурсы так рано, как это только возможно. Спрашивая клиента, как именно ему удалось сделать это, Вы подразумеваете, что изменения к лучшему стали результатом его собственных действий, таким образом помогая ему поверить в возможное улучшение текущей ситуации.
3) Используйте исходные предпосылки – они помогут вам акцентировать внимание на полезных исключениях
В процессе выявления исключений было бы просто замечательно использовать исходные предпосылки
«Исходная предпосылка» — это языковая конструкция, формулировка которой указывает на то, что это происшествие может быть «воспринято как должное». Исходная предпосылка предполагает, что это что-то обязательно случится, либо может произойти с большой долей вероятности (или это уже произошло).
Исходные предпосылки представляют собой весьма искусный приём коммуникации, потому что они предотвращают сомнения.
Например:
вопрос «Когда именно Вы чувствуете себя гораздо спокойнее?»
включает в себя предварительное условие, а именно — существование тех моментов, в которые человек чувствует себя намного спокойнее, — и изначально предполагает позитивную идентификацию подобных моментов. Именно поэтому такая формулировка является куда более предпочтительной, чем вопрос
«Бывали ли когда-нибудь в вашей жизни моменты, в которые Вы чувствовали себя спокойнее?»,
который признает тот факт, что таких моментов может и не быть, и оставляет место для негативной реакции.
И вот ещё несколько примерных вопросов, которые могут вам выявить подобные драгоценные моменты освобождения:
- Где и когда Вы замечаете, что депрессия намного меньше давит на вас?
- В каких случаях Вы на самом деле замечательно проводили время несмотря на то, что изначально Вы ожидали очередного приступа стеснительности?
- В каких ситуациях Вы отмечали наименьшую вероятность того, что вам захочется объедаться?
Мы с вами можем владеть всей возможной психологической теорий и практикой, существующей на этой планете, однако я думаю, что мы отлично справимся с поставленными задачами, если всегда будем помнить о том, что в общем итоге наши клиенты находят исцеление и необходимое им лекарство внутри себя.