3 способа использования силы исключений

Блог психологии и гипноза Статьи по психологии

Эмоциональные проблемы настоятельно требуют нашего внимания. Они заставляют нас концентрироваться исключительно на них самих. Однако для того, чтобы преодолеть эти проблемы, нам необходимо сконцентрироваться на отсутствии этих проблем в нашей жизни – и то же самое касается и ваших клиентов.

Ваш клиент обладает способностью не иметь этих проблем

Именно эту способность нам необходимо выявить, подпитать и развить для того, чтобы эта проблема осталась в прошлом так скоро, как это только возможно.

Я не только расспрашиваю клиентов об их проблемах, я также прошу их рассказать мне об исключениях – о тех моментах, когда этот человек, например, не курит (или не проявляет какую-то другую проблемную модель поведения). Предоставляемая клиента информация начинает формировать ту базу, на которой будет строиться процесс избавления от проблемных моделей переживаний и действий.

Например, один человек сказал мне о том, что он не хочет курить:

  • во время длительных многочасовых перелётов;
  • когда он посещает в больнице заболевшего друга;
  • когда он плавает в бассейне, который он посещает несколько раз в неделю.

То есть, несмотря на то что он считал себя «компульсивным курильщиком», теперь мы владели информацией о трёх исключениях – о тех моментах, в которые подобное поведение вообще не является компульсивным, и у человека не возникает желания делать это.

Когда я использовал гипноз при работе с этим клиентом, я рассказал ему о том, что он может «возродить в своём сознании те ощущения, которые он испытывает, когда плавает в бассейне», и сделать это в те моменты, когда ему обычно хочется курить (например, перед началом рабочего дня, после чашки кофе или вечером, когда он расслабляется после безумного рабочего дня, наполненного стрессами и т.д.). Этот принцип на самом деле очень важен и имеет огромное значение.

Распространение влияния позитивных моментов

Если кто-то говорит мне о том, что он боится высказываться в ситуациях общения с группой людей, я могу спросить этого человека, когда и где он чувствует максимальное расслабление. И на самом деле совершенно неважно, каким будет его ответ – может быть, он чувствует себя максимально расслабленным в горячей ванне! — потому что дело не в том, что он не знает, как испытать расслабление, он просто (до сегодняшнего дня) не использовал этот ресурс в тех ситуациях, в которых он мог бы его использовать.

Гипноз – это идеальный инструмент для распространения желаемого состояния из тех моментов, в которых оно уже присутствует, на другие ситуации, в которых оно может оказать значительное благотворное воздействие на человека.

Однако для начала вам необходимо идентифицировать эти полезные состояния, задав клиенту правильные вопросы. Ниже представлено описание трёх способов, с помощью которых Вы сможете выявить исключения из проблемных состояний и распространить переживания из других сфер жизни клиента, не являющихся проблемными, на определённые проблемные ситуации.

1) Попросите клиента описать те моменты, в которые проблемная модель поведения почему-то не проявилась

Попросите клиента вспомнить те моменты, в которые он ожидал проявления неконтролируемого гнева или думал, что он покраснеет, или, может быть, испытает приступ аэрофобии, но в итоге по какой-то причине он так и не испытал всех этих эмоций, либо они проявились не в той степени, которой он ожидал.

Можете ли Вы вспомнить какие-то моменты, в которые Вы ожидали, что вы придёте в полное замешательство, но по какой-то причине Вы так и не испытали этого ощущения? Действительно задумайтесь об этом и постарайтесь вспомнить подобные ситуации…

Спросите клиента, когда именно он обратил внимание на то, что он не испытывает нервозности или печали или чего-то ещё?

Люди не переживают одни и те же, в точности похожие друг на друга ощущения постоянно, каждый раз, в каждой ситуации, и в данном случае Вы пытаетесь выявить те моменты, в которые клиент почувствовал себя лучше совершенно естественным образом.

2) Спросите клиента, чем эта ситуация отличалась от других

Затем спросите клиента:

Что именно шло по-другому в той ситуации?

или даже

Как вам это удалось? Что Вы сделали по-другому в тот раз?

Такие вопросы позволяют выявить имеющиеся у клиента ресурсы так рано, как это только возможно. Спрашивая клиента, как именно ему удалось сделать это, Вы подразумеваете, что изменения к лучшему стали результатом его собственных действий, таким образом помогая ему поверить в возможное улучшение текущей ситуации.

3) Используйте исходные предпосылки – они помогут вам акцентировать внимание на полезных исключениях

В процессе выявления исключений было бы просто замечательно использовать исходные предпосылки

«Исходная предпосылка» — это языковая конструкция, формулировка которой указывает на то, что это происшествие может быть «воспринято как должное». Исходная предпосылка предполагает, что это что-то обязательно случится, либо может произойти с большой долей вероятности (или это уже произошло).

Исходные предпосылки представляют собой весьма искусный приём коммуникации, потому что они предотвращают сомнения.

Например:

вопрос «Когда именно Вы чувствуете себя гораздо спокойнее?»

включает в себя предварительное условие, а именно — существование тех моментов, в которые человек чувствует себя намного спокойнее, — и изначально предполагает позитивную идентификацию подобных моментов. Именно поэтому такая формулировка является куда более предпочтительной, чем вопрос

«Бывали ли когда-нибудь в вашей жизни моменты, в которые Вы чувствовали себя спокойнее?»,

который признает тот факт, что таких моментов может и не быть, и оставляет место для негативной реакции.

И вот ещё несколько примерных вопросов, которые могут вам выявить подобные драгоценные моменты освобождения:

  • Где и когда Вы замечаете, что депрессия намного меньше давит на вас?
  • В каких случаях Вы на самом деле замечательно проводили время несмотря на то, что изначально Вы ожидали очередного приступа стеснительности?
  • В каких ситуациях Вы отмечали наименьшую вероятность того, что вам захочется объедаться?

Мы с вами можем владеть всей возможной психологической теорий и практикой, существующей на этой планете, однако я думаю, что мы отлично справимся с поставленными задачами, если всегда будем помнить о том, что в общем итоге наши клиенты находят исцеление и необходимое им лекарство внутри себя.

Оцените статью
Гипноз-обучение.рф
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта