Как правильно нацелить клиента

Блог психологии и гипноза Статьи по психологии

Благотворное влияние физических упражнений и правильного питания проявляется только после тренировки или приёма здоровой пищи, и точно так же эффект психотерапии, распространяющийся подобно ряби на поверхности пруда, должен проявляться в реальной жизни клиента – то есть вне стен кабинета терапевта.

В некоторых случаях нам необходимо стимулировать процесс проявления этого эффекта, добиваясь того, чтобы наши клиенты действительно выполняли данные им задания… в реальном мире.

Несколько лет назад ко мне на приём пришла одна молодая женщина. Она страдала от невероятной стеснительности и искренне верила в то, что «все» постоянно смотрят на неё и думают, что она – «идиотка».

«Чего Вы боитесь больше всего на свете?» — спросил я.

«Я знаю, что это звучит глупо, но я боюсь, что когда-нибудь я буду идти по улице и внезапно упаду лицом в асфальт, и все вокруг подумают, что я – полная дура!».

«Случалось ли что-то подобное когда-нибудь в вашей жизни?».

«Нет… но я продолжаю чувствовать себя так, как будто это когда-нибудь произойдёт!».

Ближе к концу нашего первого сеанса я предложил ей следующее:

«Мне интересно выяснить, правы ли Вы в своих предположениях о возможной реакции окружающих вас людей на ваше падение. Вы можете подумать, что я сумасшедший, но мне в голову пришла очень интересная идея. Я хочу, чтобы Вы провели один маленький эксперимент. Этот эксперимент, несомненно, позволит нам выяснит, правы ли Вы, а также поможет вам множеством других способов, о которых Вы ещё не догадываетесь.

 Я хочу, чтобы Вы пошли в большой торговый центр в своём районе и целенаправленно упали на пол, прямо там, при людях…».

Она согласилась на все это (я ещё вернусь к этому моменту чуть позже), и я знал, что она сдержит своё слово.

Когда она пришла ко мне на следующей неделе, она выглядела гораздо увереннее.

«Ну и как все прошло?» — спросил я.

«Вы не поверите! Я ходила по магазину туда-сюда на протяжении получаса, собираясь с духом, и, наконец, как будто случайно упала на пол – на самом деле я сделала это специально. И ничего не случилось! Никто не обратил на меня внимания! Честно говоря, я даже испытала некоторое раздражение из-за того, что никто даже не спросил у меня, все ли со мной в порядке.

 Я встала, а потом, через десять минут, когда вокруг меня находились уже совсем другие люди, я сделала это снова. И опять ничего! Никто даже не посмотрел в мою сторону! Я сделала это в третий раз и наконец-то получила реакцию! Одна пожилая женщина подошла ко мне и спросила, все ли со мной в порядке!».

Технику, использованную в данном случае, конечно же, можно описать как «целенаправленную активизацию проявления симптомов» — это широко известная и невероятно эффективная терапевтическая методика. После её применения прогресс клиента молниеносно ускоряется.

Но каков лучший способ убедить клиента принять то задание, которое Вы ему дали?

Вы можете использовать три принципа:

1) Пробудите его любопытство

Сама «формулировка» задания и ваша манера постановки этого задания перед клиентом может в корне изменить ситуацию. Вместо того чтобы просто давать клиенту прямые инструкции вида:

«Просто пойдите в торговый центр и упадите там на пол! Это все исправит!»

уделите некоторое время на то, чтобы пробудить в душе вашего клиента любопытство. Поговорите с ним в общих фразах о том, как мы все постоянно воображаем себе самые разные вещи, касающиеся нашей жизни, и при этом мы на самом деле не проверяем истинность плодов собственного воображения. Обсудите с клиентом эффективные способы подобной проверки.

Оформите эту идею с помощью нескольких разных формулировок, а потом скажите клиенту о том, что вам «кое-что пришло в голову», и это что-то может «изменить всю жизнь» вашего клиента. Сделайте серьёзное, вдумчивое лицо, позвольте себе слегка погрузиться в состояние транса, а затем, когда Вы поймёте, что вашему клиенту действительно стало интересно, и ему на самом деле захотелось узнать об этом, – только в этот момент, и ни в какой другой! – сделайте ему своё предложение.

2) Предложите клиенту малое так, чтобы он сам развить эту мысль

На самом деле сначала я предложил клиентке просто споткнуться в торговом центре. Он согласилась на это, однако чуть позже в ходе разговора она сама предположила, что она этот эксперимент даст куда больший эффект, если она действительно упадёт на пол, ведь если она просто споткнётся, никто этого не заметит. Теперь она сама была хозяйкой по меньшей мере какой-то части этого предложения, и это в разы повышало вероятность того, что в общем итоге она выполнит задание.

3) Предложите клиенту на выбор два варианта задания: один непростой вариант и второй вариант, который покажется ему более лёгким по сравнению с первым

Правило контраста даёт мощный психологический эффект.

Если кто-то скажет мне о том, что я должен заплатить 800 долларов за обивку сидений в своей машине овечьей кожей, мне придётся как следует подумать об этом. «Хочу ли я платить за это 800 долларов?». Однако если этот же человек только что продал мне LandCruiser за 35 000 долларов, я едва ли стану особо концентрировать на такой мелочи, как обивка сидений овечьей кожей – «Да ради бога, обивайте! Да что вообще такое эти ничтожные 800 долларов?» (по сравнению с 35 000 долларов, которые я только что потратил!).

Во время проведения переговоров с клиентом в первую очередь расскажите ему о более сложном задании, а после наблюдайте за тем, с какой готовностью и охотой он уцепится за альтернативный (более простой) вариант, испытывая настоящее облегчение. Например, я мог бы попросить свою стеснительную клиентку закричать во время притворного падения, таким образом привлекая к своей персоне ещё больше того внимания, которого она так боится.

Если бы она действительно задумалась о том, что может повлечь за собой выполнение более трудного задания, компромисс в виде необходимости «просто упасть на пол» без драматичных театральных криков показался бы ей относительным облегчением (по сравнению с первым вариантом). То есть вам стоит задуматься о предоставлении клиенту двух вариантов выбора: при этом один из них должен быть явно куда более трудным по сравнению со вторым вариантом, который на самом деле и представляет собой желаемое действие.

Воодушевление клиента на проявление другой модели поведения в конечном итоге и является практически дословным определением целей терапии, и в некоторых случаях мы можем сделать это самым простым способом из всех возможных — просто попросив клиента об этом.

Оцените статью
Гипноз-обучение.рф
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта