Что делать с «перелечившимися» клиентами?

Что делать с "перелечившимися" клиентами? Трудные клиенты

Такой человек превращается в ходячее руководство из серии «помоги себе сам», а различные психологические приёмы так и бьют из него фонтаном. Возможно, он начинает скрупулёзно анализировать каждое сказанное вами слово, и/или стремится обсудить каждую деталь предстоящей терапии, поэтому вам приходится сначала долго и упорно завоёвывать его симпатию, что лишает терапию спонтанности.

Или, может быть, он «прекрасно знает, что Вы собираетесь делать дальше, либо постоянно ссылается на слова или действия других терапевтов.

В идеале терапия должна оказывать своё воздействие «за кулисами» сознания клиента. Она не должна превращаться в навязчивый «ориентир», которому человек должен постоянно следовать и который проникает во все сферы его жизни. Терапия должна способствовать спонтанной жизни в естественном ритме, мы не должны постоянно останавливаться для того, чтобы проанализировать каждую мысль и каждое чувство, — в итоге из-за подобного отношения мы рискуем потерять ощущение перспективы.

Некоторые клиенты действительно нуждаются в помощи для избавления от серьёзных психологических проблем, и в прошлом они уже успели посетить многих терапевтов и прослушали сотни терапевтических сеансов. Однако «больше» не всегда значит «лучше», и «перелечившегося» клиента часто вводит в заблуждение та обширная теоретическая информация, которую он успел получить.

Когда мы подозреваем, что психотерапия уже успела превратиться в неотъемлемую часть жизни нашего клиента, возможно, для начала нам нужно разобраться с этой частью его представлений о самом себе. Только так мы можем повысить шансы клиента на успех в процессе решения той проблемы, которая изначально – возможно, это было много лет назад, — заставила его обратиться к терапевту.

В некоторых случаях изначальная жалоба оказывается довольно простой, однако представление о том, что у каждой проблемы существуют «глубинные корни», может показаться человеку весьма убедительным. Также многие люди искренне верят в то, что лечение обязано быть сложным и длительным. Я уже не говорю о его стоимости.

И вот как мы можем помочь тому клиенту, который, как нам кажется, успел «пресытиться» психотерапией: 

1. Проведите границу между прошлым опытом клиента и настоящим моментом

Убедите клиента в том, что Вы не похожи на других терапевтов. Расскажите клиенту о том, что Вы (так же, как и они) не видите необходимости в использовании сложных психологических трюков или обучении клиента терапевтической теории.

2. Сформулируйте цели терапии – сделайте это предельно ясно и конкретно

Для достижения успеха вам необходимо сформулировать чёткие, достижимые цели и задачи курса, а также установить определённое время для их достижения. Что удивительно, многие «профессиональные» клиенты как будто бы забывают о том, чего именно они ждут от терапии.

3. Позаботьтесь об удовлетворении потребностей клиента вне кабинета терапевта

Те индивидуумы, которые проходят курсы терапии на протяжении длительного времени, находятся в зоне особого риска: они подсознательно начинают воспринимать сеансы как средство удовлетворения собственных эмоциональных потребностей – в частности, потребности во внимании, общении, а также в наличии смысла и целей в жизни.

В некоторых случаях Вы должны помочь клиенту найти способы удовлетворения этих потребностей вне кабинета терапевта для того, чтобы терапия не превратилась в (весьма дорогостоящую) зависимость. Ведь мы не хотим, чтобы терапия стала частью проблемы, существующей в жизни клиента!

Я не хочу сказать, что каждый человек, ранее подвергавшийся психотерапии, начинает вести себя именно так, как описано выше, однако любой терапевт способен очень быстро распознать так называемого «профессионального клиента». И этот клиент, возможно, даже не знает о том, что на самом деле он попал в ловушку.

Оцените статью
Гипноз-обучение.рф
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта