Однажды на ярмарке я пытался выиграть мягкую игрушку в тире. (Должен заметить, это было несколько лет назад!). Для того чтобы заполучить её, мне нужно было обстреливать часы с кукушкой снарядами из намоченной губки. Когда я попадал в закрытые дверцы обиталища кукушки, губка просто отскакивала от них. Для того чтобы попасть в цель, мне нужно было подождать, пока откроются дверцы, и успеть кинуть губку, пока они не закрылись.
Впоследствии в ходе терапевтической практики я понял, что для лучшего усвоения новых идей человеку необходимо точно так же приоткрыть дверцы своего разума.
Гипноз – это не просто «расслабление»
Приходилось ли вам при чтении ответов на часто задаваемый вопрос «Что такое гипноз?» натыкаться на формулировку «Гипноз – это всего лишь состояние глубокого расслабления…»?
Возможно, такое определение вполне подходит для любопытствующей общественности, однако оно не даёт полной картины! Если при погружении клиента в гипнотический транс Вы используете только один метод – очень приятное постепенное расслабление, — то вам определённонедостаёт гибкости, и Вы не можете проявить все грани своего терапевтического таланта.
Ведь гипноз в то же время подразумевает концентрацию
Мы можем помочь клиенту сконцентрироваться не только с помощью мягкого и постепенного погружения в состояние полного покоя и глубокого расслабления, но и с помощью других способов – например, мы можем шокировать клиента.
Великий доктор Милтон Эриксон описывал применение шока для погружения пациента в изменённое состояние сознание, которое делает человека более восприимчивым. Внимание: то, что Вы сейчас прочитаете, может шокировать вас!
Что он только что сказал?!
Однажды на приём к доктору Эриксону пришла молодая пара, которая никак не могла зачать ребёнка. Оба супруга были очень серьёзными, красноречивыми и образованными профессорами университета. Они описали ситуацию следующим образом: «наш брачный союз, сопряжённый со всеми сопутствующими физиологическими обстоятельствами, в итоге не увенчался производством потомков, несмотря на массу усилий, приложенных нами для реализации своих чадолюбивых устремлений».
В своём описании Эриксон отметил: «Они говорили исключительно многосложными словами и при любой возможности использовали в речи медицинские термины».
Выслушав жалобы своих клиентов, Эриксон предложил им использование шоковой терапии. Если они согласятся на это, они должны пообещать, что после окончания сеанса они будут сохранять полное молчание вплоть до возвращения домой, — это необходимо для усиления эффекта. Супруги были очень удивлены, но согласились на такой эксперимент.
Затем Эриксон попросил клиентов ухватиться за ручки кресла и приготовиться к шоковой терапии (формирование предвкушения и ожидания – замечательный способ подготовки клиента к гипнотическому воздействию). Он пристально посмотрел на своих пациентов и сказал:
«Вы состояли в брачном союзе, сопряжённом со всеми сопутствующими физиологическими обстоятельствами, приложили массу усилий для реализации своих чадолюбивых устремлений, но в итоге так и не произвели на свет потомства. Так, черт возьми, почему бы вам не потрахаться просто ради удовольствия?? Клянусь дьяволом, она залетит уже месяца через три! А теперь убирайтесь отсюда!».
Через три месяца дама из этой пары наконец забеременела.
Так что же это было на самом деле?
Расслабьтесь (даже если Вы шокированы)! Я просто на примере продемонстрировал вам две важных отличительных черты данного метода, а именно:
Гипноз может и не выглядеть как «гипноз». Вытаращенные от изумления глаза, — даже если эффект длится всего пару секунд, — точно так же делают человека более восприимчивым, как и тридцатиминутное полное расслабление с закрытыми глазами: в обоих случаях новые идеи легко закрепляются в сознании клиента. Для того чтобы попасть губкой в кукушку, дверцам её домика не нужно стоять открытыми целую вечность.
Когда Вы поймёте основные принципы, лежащие в основе шоковой реакции (технически она активизирует «реакцию ориентации», заложенную в вашем мозге, при этом делая вас более восприимчивым), Вы можете творчески использовать их в своей работе.
А теперь я дам вам несколько подсказок, которые помогут вам сделать эффект неожиданности частью своей терапевтической практики:
1. Согласие, которое шокирует
В некоторых случаях клиенту требуется нечто совсем новое и непривычное. Клиент уже услышал все возможные советы, его мышление претерпело все возможные трансформации, он посвятил несчётные часы прослушиванию самых разных сеансов и применению всех возможных методик, количество терапевтов, у которых он побывал, превышает количество мужей Элизабет Тейлор, он уже знает больше психологических трюков, чем Вы…
Так как же привлечь внимание подобного индивидуума? Как заставить его сконцентрироваться настолько, чтобы новая идея закрепилась в его сознании в неизменном виде?
Если Вы начнёте соглашаться со всеми негативными утверждениями клиента, это очень удивит его, и его сознание на какое-то время откроется для восприятия терапевтических идей.
Например, я могу сделать это так:
«В моей жизни нет никакого смысла!»
«Да, Вы совершенно правы! (согласие, которое шокирует) … В вашей жизни нет никакого смысла… в той жизни, которой Вы жили до настоящего момента… и именно поэтому мы запустим процесс позитивных изменений прямо сейчас…» (внушение).
2. Сначала приведите клиента в замешательство, только потом делайте внушения
Когда человек не понимает, что происходит, и не может предугадать, что произойдёт в следующий момент, его разум открывается для восприятия внушений. «Жертва» гипнотизёра-иллюзиониста становится невероятно внушаемой в тот момент, когда фокусник неожиданно опрокидывает её назад.
Вам не стоит ронять на спину своего следующего клиента, пытающегося бросить курить, или использовать так называемый «Эриксоновский метод рукопожатия» при работе с клиентом, страдающим от депрессии. Однако путаное изложение и непонятные выражения также являются замечательным способом открыть сознание клиента для восприятия прямых внушений:
«Вы знаете в вашем сознании существует одна очень интересная часть не та часть, которая сейчас слушает все это, а та часть, которая может также повлиять на те переживания, которые Вы испытываете сейчас полностью или частично потому, что прямо сейчас Вы начинаете расслабляться и глубокое расслабление распространяется по всему вашему телу!»
Подобная мешанина из слов вызывает у клиента замешательство, он отчаянно пытается понять, что именно Вы хотели сказать, и в этот момент приходит черед прямого внушения. Облегчение, возникающее у клиента в тот момент, когда он наконец слышит что-то вразумительное, помогает ему воспринять сделанное внушение.
Используйте данный метод с осторожностью, не переборщите.
ВАЖНО! Обратите внимание: несмотря на то, что повествование кажется путаным, в нем все же присутствует определённая логика. В данном случае повествование должно быть именно «путаным», но никак не «бессмысленным».
3. Шутка – самый лучший способ удивить вашего клиента
Юмор – один из самых старых (и лучших) способов представления клиенту новых перспектив, потому что он способен полностью разрушить все рубежи обороны человека. Уместная шутка в нужный момент оказывает невероятный эффект.
Однажды я работал с клиенткой, которой в ближайшее время предстояло пройти биопсию. Она беспокоилась и боялась того, что во время операции анестезия на неё не подействует, она будет в сознании, будет все чувствовать, но просто не сможет пошевелиться.
Наладив с клиенткой взаимопонимание, я не стал спорить с ней, вместо этого я использовал шутку.
«Я думаю, что такое вряд ли произойдёт! Я думаю, что вероятность подобного настолько мала, что я готов пробежаться голым по ближайшему «Ашану», если так и случится на самом деле. На самом деле я думаю, что вероятность такого исхода настолько мала, как и вероятность того, что в соседнем офисе обитают инопланетяне!».
Я до сих пор помню удивлённое выражение её лица, я до сих пор помню то, как она покатилась со смеху. Шоковая терапия помогла ей по-новому взглянуть на ситуацию, посмотреть на своё беспокойство с другой стороны, и это помогло ей совершенно спокойно перенести операцию – конечно же, при этом она ничего не чувствовала.
Итак, неожиданное согласие терапевта, замешательство и шутка помогут вашему клиенту быстро открыть своё сознание для восприятия новых идей. При уместном, осторожном и избирательном использовании все эти методы могут расширить спектр вашего терапевтического воздействия и усилить его эффект.
При этом очень важно не переборщить с шоковой терапией, иначе Вы рискуете упустить из виду элемент неожиданности!