Нам нравится извлекать смысл из самых разных вещей. «Почему так произошло?» — спрашиваем мы, или «Что он имел в виду, когда говорил это?». Ясность кажется нам комфортной, незнание или неопределённость вызывает у нас ощущение дискомфорта. И такое восприятие является неотъемлемой частью нашей человеческой натуры. «Что означает этот удар грома?» — «Боги гневаются!».
Однако, если мы преждевременно припишем какое-то значение тому или иному событию, мы потеряем возможность действительно понять его. Мне кажется, что первым шагом на пути к благотворным изменениям является развитие умения понимать и принимать тот факт, что Вы ещё не знаете, почему это произошло, но Вы можете выяснить это.
Но как именно все это относится к нашей работе с клиентами?
Клиенты, страдающие от депрессии, чрезмерной тревожности и приступов гнева (причём все эти проблемы могут наблюдаться у одного и того же человека), как правило, проецируют негативное значение на неоднозначные события.
То есть, если значение высказывания другого человека кажется неясным, человек, страдающий от депрессии, не станет ждать, пока ситуация прояснится, — он скорее выдвинет преждевременные предположения о том, что это была попытка «подколоть» его лично, или собеседник в данном случае критиковал его.
Неоднозначность и неясность создаёт «информационный вакуум». Однако вместо того, чтобы принять эту временную пустоту, человек, страдающий от депрессии, спешит заполнить её (негативным) значением.
Конечно же, в некоторых случаях он может быть и прав, однако люди часто попадают в ловушку собственных эмоций, потому что они неправильно используют свои чувства либо злоупотребляют ими.
Я выдумываю или она действительно обошлась со мной пренебрежительно?
Проблема в том, что эмоции стимулируют наше воображение. Само по себе это не плохо, однако если у нас разовьётся привычка автоматически верить в то, что плоды нашего воображения являются истиной в последней инстанции, а не одним из возможных вариантов интерпретации реальности, подобное проблемное восприятие начнёт существенно осложнять нашу жизнь.
Например, патологически ревнивый партнёр представляет себе, что его партнёрша встречается с любовником, и весьма убедительные плоды его собственного воображения становятся доказательствами того, что это на самом деле так.
Этот процесс напоминает то, что происходит, когда мы видим красочные и яркие сновидения: гнев или страх, который мы испытываем в своём сне, совершенно убедительный в контексте данного сновидения, может преследовать нас даже после пробуждения, и эти чувства кажутся нам абсолютно реальными.
Конечно же, все мы в некоторых случаях преждевременно «заполняем информационный вакуум» каким-то значением. Если мы страдаем от депрессии, мы начинаем приписывать депрессивные значения каким-то неоднозначным событиям или ситуациям. Когда мы находимся в радостном и приподнятом настроении, мы предполагаем, что окружающие руководствуются исключительно позитивными намерениями, либо относимся к происходящим событиям с изрядной долей юмора.
История о принцессе и привычке делать преждевременные выводы….
Прекрасная принцесса однажды сидела возле декоративного пруда в своём королевском саду. Когда она наклонилась для того, чтобы полюбоваться своим отражением на спокойной глади воды, её королевская корона соскользнула с её головы и упала в воду с громким всплеском.
Она сразу же позвала своих слуг, она кричала, что её корона потеряна, она никогда не увидит её снова, и кто-нибудь должен немедленно сделать хотя бы что-то! Её слуги сразу же развили бурную деятельность: они набежали со всех сторон, попрыгали в водоём один за другим и заметались в поисках драгоценной потери.
Но, конечно же, все эти усилия не дали никакого результата. В итоге бурная деятельность слуг лишь подняла водовороты грязи, ила и мусора со дна водоёма, и эта грязь делала воду все более и более мутной, не давая слугам увидеть корону, как они ни старались её отыскать.
Теперь принцесса пришла в настоящую ярость. «Корона потеряна навсегда! Я это знаю! Я никогда не получу её обратно!» — кричала она, пока её придворные дамы пытались её успокоить, похлопывая по руке и нашёптывая на ухо всякие пустяки.
Вокруг царил настоящий хаос, и тут на сцене появился никто иной, как придворный сказитель, старик с загадочно блестящими глазами, который знал принцессу с самого детства. Он не поддался окружающей его панике. Он пришёл, уселся рядом с принцессой и начал рассказывать захватывающую историю о давно минувших днях, а его спокойный звучный голос завораживал слушателей и ткал настолько красочную и увлекательную ткань повествования о любви и приключениях, что слуги выбрались из пруда для того чтобы послушать, придворные дамы перестали успокаивать принцессу и стояли как будто зачарованные, а сама принцесса перестала кричать и вопить и как будто совсем забыла о своей потерянной короне – настолько её захватили все повороты сюжета этой увлекательной истории.
К тому времени, когда сказитель закончил свой рассказ (он позаботился о том, чтобы удлинить эту историю и украсить множеством деталей для достижения максимального эффекта), все вокруг успокоились, грязь осела на дно пруда, и его воды вновь стали кристально чистыми.
Сказителю осталось только опустить руку в водоём и достать корну, которая теперь была видна во всем своём великолепии и блистала драгоценными камнями на дне.
Как научиться расслабленно ожидать прояснения ситуации
Однако развитие способности ждать — и при этом ждать расслабленно! – того момента, когда значение того или иного события прояснится, уподобившись сказителю, который не стал прыгать в пруд до тех пор, пока ситуация не прояснилась, представляет собой настоящее искусство.
Но что же Вы можете сделать для того, чтобы помочь людям уподобиться этому мудрому сказителю в своей собственной жизни?
Ниже представлено описание трёх эффективных способов сделать это:
1) Посейте семена сомнения в сознание клиента
Если ваша клиентка говорит вам о том, что её друзья начали избегать её с тех пор, как она погрузилась в депрессию, потому что с ней стало невозможно общаться, мягко и ненавязчиво задайте ей несколько вопросов, направленных на выявление доказательств, например:
- Может быть, кто-то из ваших друзей действительно сказал вам об этом?
- Может быть, Вы случайно услышали, как ваши друзья говорили о вас такие вещи?
- Может быть, Вы спрашивали их о том, почему Вы так долго не виделись?
или даже
- Как Вы думаете: может быть, это говорит депрессия, или у вас есть какие-то доказательства того, что Вы давно не виделись с друзьями именно по этой причине?
Вы можете использовать ещё более мягкие и незаметные способы посеять семена сомнения в сознании вашего клиента.
Я могу сочувственно кивать головой, пока человек рассказывает мне о своей жизни и своих проблемах, однако, как только он начнёт говорить такие вещи, как «все мои коллеги ненавидят меня», я перестану кивать головой.
Такая реакция посылает клиенту подсознательный сигнал о том, что в данный момент он произносит какое-то утверждение, в котором мы не можем быть настолько уверены.
Обратите внимание: мы не указываем собеседнику на то, что он не прав, – может быть, в общем итоге он и прав, — но когда Вы подозреваете, что человек может заполнять информационный вакуум каким-то значением, не основанным на достаточном количестве реальных доказательств, Вы можете ненавязчиво посеять в его сознании семена сомнения.
2) Попросите клиента задуматься о других возможных интерпретациях этих событий
Если Вы написали смс своему другу или оставили ему сообщение на автоответчике, но он так и не перезвонил вам, Вы могли бы сделать поспешные выводы о том, что он вас ненавидит, или о том, что он хочет разорвать с вами отношения.
Но разве это единственное заключение, к которому Вы можете прийти?
А что, если у него села батарея в телефоне? Или, может быть, он забыл телефон дома? Или потерял его? Может быть, он плавает в бассейне или смотрит фильм в кинотеатре, или занят чем-то важным и ещё не проверял сообщения? Может быть, он думает, что его телефон включён, но на самом деле он выключен?
Кто знает? Можно с уверенностью сказать лишь одно – Вы этого не знаете.
Так к какому заключению Вы в итоге придёте? Да и вообще, должны ли Вы делать какие-то выводы?
Если ваш клиент выдаёт такую интерпретацию происходящего, которая является откровенно деструктивной и вредной для него, помогите ему «перенастроить собственный мозг», развивая большую гибкость и умение «подождать» до тех пор, пока факты сами не всплывут на поверхность, попросив его придумать множество самых разных возможных объяснений.
Подобный подход напоминает старую игру «Как Вы можете использовать кирпич?», и на самом деле эта методика действительно во многом похожа на неё. Эта техника помогает вашему мозгу освободиться от обычных и привычных предположений и ожиданий и начать экспериментировать. В общем итоге Вы поймёте, что на самом деле «есть многое в природе, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» (как Гамлет сказал своему другу в пьесе Шекспира).
3) Разграничьте понятия «верить» и «знать»
Я подозреваю, что Вы верите в то, что Земля вертится вокруг Солнца, и у вас есть достаточно веские основания для того, чтобы верить в это. Однако на своём собственном жизненном опыте Вы знаете о том, что, если Вы сильно ударитесь пальцем ноги о дверь, вам будет очень больно.
Некоторые наши убеждения основаны на более весомых доказательствах по сравнению с некоторыми другими, однако знание связано с непосредственным переживанием. Ситуацию осложняет то, что очень часто мы ошибочно принимаем веру за знание, причём мы делаем это с невероятной лёгкостью, тогда как на самом деле нам необходимо помнить о разнице между двумя этими понятиями.
Вы можете поговорить со своим клиентом о разнице между верой и знанием и/или Вы можете просто подразумевать этот момент в той манере речи, которую Вы используете в ходе сеанса – Вы как будто намекаете на существование этой разницы. Это ещё один способ посеять в сознании клиента семена сомнений в истинности его негативных убеждений (в данном случае он принимает веру за знание).
Например:
Клиент: Я знаю, что она ненавидит меня!
Вы: и какие причины заставляет вас верить в это?
В конце концов, каждому из нас необходимо умение успокаиваться до такой степени, чтобы мы смогли ясно увидеть то, что нам нужно увидеть, а также способность терпеливо ждать того момента, когда мы сможем увидеть полную картину происходящего.
Только в этом случае мы можем надеяться на то, что нам удастся прийти к адекватным заключениям, соответствующим реальной ситуации.