Я работал с родителями многих сотен несовершеннолетних правонарушителей, а также непосредственно с самими трудными подростками, которые рискуют попасть в тюрьму. Я пытался предотвратить совершение преступлений в будущем и избавить подростков от тяги к антисоциальному поведению.
В среднем я проводил по шесть так называемых «сеансов поддержки» с родителями этих подростков. Даже такое кратковременное вмешательство приводило к снижению уровня подростковой преступности на 68 % (по данным следующего года).
Для того чтобы всего за шесть сеансов поддержки добиться долговременных результатов, во время сеансов нам необходимо полностью сконцентрироваться на тех надеждах, которые родители питают в отношении результатов терапии.
Некоторые родители, с которыми я работал, спрашивали меня о том, как именно можно получить хотя бы какие-то результаты в том случае, когда работа проводится не с самим трудным подростком, а с его родителями.
Ответ таков: результаты даёт работа с тем человеком, у которого присутствует мотивация, с тем человеком, который хочет изменить ситуацию.
Часто я прошу родителей, который сомневаются в эффективности подобного подхода, — терапии без встречи с подростком, которому мы пытаемся помочь, — рассматривать ситуацию в таком контексте: как они будут себя чувствовать, если я приду к ним домой, усядусь в кресло и начну им грубить, критиковать их манеру воспитания и осуждать все, что они делают? Разве они не выдадут негативную реакцию на подобное поведение? Разве они не начнут вести себя совсем не так, как они ведут себя сейчас?
В подобных случаях я использую специальную методику, состоящую из трёх этапов.
1) Расскажите мне о том, чего Вы хотите, опишите свои истинные желания
Для того чтобы задать программе поддержки верное направление и сконцентрироваться на необходимых изменения, вам необходимо выяснить, чего именно хотят родители от данных сеансов. Как можно описать идеальное развитие событий?
Зачастую они начинают описывать желаемое в общих и неясных терминах, например:
«Мы хотим, чтобы наша семья стала счастливой, и в ней воцарилась гармония».
Моя цель – помочь родителям описать желаемый результат предельно ясно, во всех деталях. Я расспрашиваю их обо всех подробностях. Я хочу знать следующее:
- что именно они увидят;
- что именно они услышат;
- как именно они будут себя чувствовать;
- что они начнут говорить самим себе в своём воображении;
- какие изменения заметят окружающие,
когда они наконец добьются желаемых изменений, когда их семья действительно станет «счастливой и сможет насладиться гармонией в отношениях».
Для того чтобы помочь клиентам описать желаемый результат, я могу сказать следующее:
«Представьте, что мы с вами смотрим телешоу, посвящённое воспитанию детей. Это финальный эпизод программы, и мы можем оценить, как изменилась ситуация в семье по сравнению с началом шоу. Каких успехов добились эти люди? Что именно помогает нам понять, что они смогли решить существующие проблемы? Может быть, семья на экране – это ваша семья? Что именно Вы могли бы услышать и увидеть в подобной программе в этом случае? Что бы сказали в камеру члены вашей семьи? Как бы они описали свершившиеся изменения?»
2) Оцените ситуацию: «На какой отметке шкалы Вы находитесь сейчас?»
Как только мне удаётся получить от родителей подробное описание идеального развития событий, я обращаюсь к методу оценки, который позволяет мне определить:
- какая степень достижения «идеальных результатов» покажется им достаточной;
- как можно оценить ситуацию, существующую на данный момент, по сравнению с этим «идеалом».
Я спрашиваю родителей:
«Итак, вам дана шкала оценки с отметками от 0 до 10, на которой 10 соответствует идеальному положению вещей, а 0 – его полной противоположности. Скажите, какой отметки данной шкалы вам будет достаточно для счастливой жизни? А на какой отметке шкалы находится ваша текущая ситуация?»
Большинство родителей говорят о том, что для полного счастья им хватить оценки 7 или 8. Некоторым требуется 10. Если они отвечают именно так, я всегда задаю им дополнительные вопросы, стараясь убедить их в том, что они могут быть счастливы и в неидеальных условиях.
Большинство родителей оценивают текущую ситуацию на 3 ли 4. Некоторые родители говорят о том, что больше 0 они дать не могут. Когда они отвечают именно так, я, как правило, начинаю шутить:
«По крайней мере ситуация не может быть хуже, чем сейчас?».
Многие родители в ответ на эту шутку говорят, что ситуация определённо может быть ещё хуже. Они отказываются от оценки «0» и считают нормальным повысить её до «1» или «2».
3) Постановка задач: ваша цель – заметить малейшие (но при этом очень важные) изменения
Когда клиенты называют цифру на шкале, которая соответствует их текущей ситуации, я прошу их разъяснить значение этой цифры в терминах, описывающих их ощущения, — точно так же, как я просил их описать «идеальное развитие событий»: что они видят, слышат, чувствуют и так далее?
Также я прошу их описать ситуацию, соответствующую следующей отметке на шкале оценки.
Например, если они оценивают текущую ситуацию на «2», я прошу их рассказать, что изменится, когда ситуация начнёт соответствовать «3». Какие признаки дадут им понять, что ситуация изменилась к лучшему?
Часто подобный подход позволяет нам получить информацию, необходимую для постановки конкретной задачи, или понять, чего именно не хватает родителям для того, чтобы к следующему сеансу предпринять те активные, которые помогут им стать на путь к достижению следующей отметки на шкале.
Подробнее об оценке
Метод оценки, — а также помощь клиенту в определении текущего положения вещей и желаемого их развития, — очень полезен в деле распознания прогресса и сбора субъективной информации, которая станет доказательством достижения определённых результатов.
Оценку ситуации следует проводить на каждом сеансе. И вот три аспекта, которые необходимо оценивать каждый раз:
- «надежды на лучшее» — оценка желаемых результатов и сравнение текущего положения вещей с «идеалом»;
- «уверенность» — степень уверенности родителей в процессе достижения необходимых изменений, а также при управлении поведением своего отпрыска;
- «отношения» — оценка отношений, существующих у родителей с проблемных ребёнком на данный момент.
Оценка ситуации, проводимая на каждом сеансе, позволяет увидеть объективную картину постепенного прогресса, которого достигли родители после последнего сеанса, даже в том случае, когда они перестают прилагать усилия.
Как именно все эти этапы дают совокупный эффект?
Итак, при применении данного метода именно эти три аспекта помогают задать сеансам поддержки верное направление:
- подробные детальные описания в терминах чувственного восприятия – видеть, слышать, чувствовать, делать, замечать;
- оценка – существующая ситуация, следующая ступень, цель;
- постановка задач – действия, которые необходимо совершить в промежутке между сеансами для того, чтобы продолжить движение в выбранном направлении, а также облегчить процесс исследования.
Каждый следующий сеанс только усиливает концентрацию на этих моментах. В конце сеанса вам следует спросить родителей, что именно они собираются сделать за тот промежуток времени, который остался до следующего сеанса. Как правило, ответ содержит часть описания ситуации, соответствующей следующей отметке шкалы, или желаемого результата, либо это может быть какое-то действие, упомянутое в ходе сеанса, которое поможет им продолжить движение в выбранном направлении.
Если родители демонстрируют негативный настрой во время сеанса, и, возможно, им довелось пережить непростой период времени, начиная с даты прошлого сеанса, конкретные практические действия могут показаться им чересчур сложными, и Вы можете поставить перед ними задачу, связанную с наблюдением, например:
«В период времени между данным сеансом и нашей следующей встречей постарайтесь отметить в своём сыне/своей дочери те качества и особенности, которые вам не хотелось бы менять…»
Смысл в том, что нам необходимо продолжать постепенное движение к своей цели, а также нам нужно возродить надежды в сердцах родителей и восстановить их уверенность в себе. Если родитель не настроен на конкретные действия, потому что время для них ещё не пришло, лучше поставить перед ним «задачу, связанную с наблюдением», выполнение которой способствует внутренним изменения, помогает родителям вновь обрести надежду, устойчивость к внешним воздействиям и уверенность, необходимую для начала практических действий.