7 важных эмоциональный потребностей ребёнка, о которых должен знать каждый родитель

Блог психологии и гипноза Статьи по психологии

Как только Вы осознаете суть основных эмоциональных потребностей любого человека, Вы сможете определить, в чем причина развития навязчивой, проблемной модели поведения, а также поймёте, что позволит вам избавиться от проблемной модели и как привнести в свою жизнь больше спокойствия.

Когда Вы начнёте принимать во внимание потребности своего ребёнка, вам станет гораздо проще понять, что именно стоит изменить или сделать для того, чтобы решить существующую проблему, к тому же Вы сможете достичь своих целей гораздо быстрее. Точно так же осознание собственных основных эмоциональных потребностей позволит вам понять, что именно вам необходимо изменить для того, чтобы улучшить собственную жизнь.

Когда Вы удовлетворяете все свои потребности, ваша устойчивость к стрессу повышается. То же самое происходит и с вашим ребёнком. Когда его личные потребности удовлетворяются в полной мере, он менее подвержен приступам агрессии. Даже если он и начнёт проявлять агрессию, он сможет гораздо быстрее успокоиться, а также внимание к потребностям ребёнка поможет вам с большей лёгкостью наладить отношения со своим ребёнком.

Ниже представлено описание семи основных потребностей, — семи ингредиентов для смешивания воспитательного коктейля:

 1) Потребность в получении и проявлении внимания

Каждый из нас нуждается в определённом количестве внимания.

Когда человеку недостаточно внимания, он может начать вести себя в негативной манере.

Возможно, ему кажется, что его игнорируют, и поэтому ему тяжело общаться с членами семьи, друзьями или учителями, он постоянно огрызается и ругается с ними. Возможно, ребёнок недополучает внимания дома, или ему кажется, что окружающие не принимают его, он чувствует себя изгоем, — все это может привести к весьма неприятным последствиям.

Недостаток внимания вызывает непреодолимое желание получить это внимание, либо отсутствие внимания со стороны окружающих становится причиной отчаяния. Одни люди начинают менять свой характер и играть какую-то роль для того, чтобы удовлетворить эту потребность, — вплоть до выражения прямой агрессии. Другие в подобной ситуации отстраняются от общества, становятся изгоями.

2) Потребность в заботе о взаимосвязанной системе, состоящей из тела и сознания

Те люди, которые недосыпают или ведут малоподвижный образ жизни, рискуют впасть в апатию, а также они более подвержены стрессу и приступам гнева. Как правило, они чаще ссорятся с людьми, потому что их устойчивость к внешним воздействиям снижена.

Напротив, тот человек, который в общем и целом счастлив, постоянно находится в хорошем настроении и способен с юмором отнестись практически к любой ситуации, проявляет большую устойчивость к стрессу и большую терпимость по отношению к окружающим. Со стороны может показаться, что у такого человека более развита «способность справляться с трудностями».

Чем сильнее интенсивность стресса, тем слабее становится переносимость физической боли, — то есть человек с большей долей вероятности начнёт страдать от мигреней и прочих видов боли.

Расслабленный человек не только легче переносит боль, но и снижает риски возникновения болевых ощущений.

3) Потребность в наличии смысла и целей

Каждому из нас необходим смысл жизни и определённые цели, к которым мы можем стремиться. Нам нужны не просто определённые награды и блага, у каждого из нас существует врождённое стремление к поиску смысла и достижению определённых успехов.

Агрессивный индивидуум, как правило, оберегает собственные цели или определённый план действий, причём он делает это с помощью агрессивной манеры поведения. В зависимости от возраста и степени осознания происходящего он может и не иметь чётко сформулированных целей и идей, которые он может ясно выразить, — это могут быть какие-то неясные и путаные представления о том, чего он хочет, однако именно эти представления заставляют человека придерживаться данной манеры поведения.

  • Для того чтобы снизить уровень стресса, как родителям, так и самому подростку необходимо поставить перед собой чётко сформулированные и достижимые цели и задачи.
  • Не пытайтесь сделать все и сразу, разбивайте глобальную цель на небольшие задачи, с которыми Вы можете справиться. Помогите своему ребёнку, научите его разбивать глобальную цель на небольшие подцели.
  • Небольшие достижимые задачи позволяют ребёнку почувствовать, что он достиг чего-то существенного, сделал очередной шаг на своём пути к тому, чего ему действительно хочется. Каждое небольшое достижение приближает его к получению желаемого, и в то же время каждое такое достижение само по себе является желаемой целью.
  • Не забывайте хвалить ребёнка. Также вам стоит сконцентрироваться на самом процессе достижения цели, на тех усилиях, которые прилагает ребёнок, а не на конечном результате.

Исследования показали, что те дети, которых хвалят только за достижение конечного результата, в меньшей степени мотивированы на выполнение более сложных задач, потому что они боятся потерпеть неудачу (ведь тогда их не похвалят!). Напротив, те дети, которых хвалят за усилия, приложенные к достижению желаемых целей, с лёгкостью берутся за выполнение более сложных задач, ведь они знают: их похвалят независимо от конечного результата.

4) Потребность в принадлежности к некому сообществу

В нашей человеческой природе заложена потребность в принадлежности к чему-то большему, чем собственная личность, потребность чувствовать себя частью какого-то сообщества (это может быть религиозный культ, определённая субкультура или группа людей, связанных общей целью).

Ваш ребёнок может испытывать совершенно естественное желание вписаться в некую группу – скорее всего, ему захочется стать приверженцем какой-то субкультуры или чувствовать себя частью определённой компании, а также быть принятым в семье.

Степень потребности ребёнка быть принятым в собственной семье меняется с возрастом. Маленький ребёнок испытывает сильное желание угодить членам своей семьи, тогда как подросток, как правило, нуждается в обществе родственников только тогда, когда он чем-то расстроен, или когда ему требуется эмоциональная поддержка, либо когда ему что-то нужно от членов своей семьи.

Приняв во внимание все эти моменты в ходе воспитательного процесса, вы сможете добиться существенных результатов в самых разных сферах жизни, — в том числе действительно удовлетворить все эти потребности.

Ребёнок или подросток, который чувствует себя «изгоем» (в семейном кругу или в компании ровесников) рискует поддаться эмоциям и начинает страдать от собственного несоответствия коллективу. А это, в свою очередь, может стать причиной подавленного настроения, негодования и приступов гнева.

5) Потребность в стимуляции и проявлении творческого потенциала

Для каждого человека характерна потребность в наличии стимула и возможности творческой самореализации. Каждому из нас необходимы новые интересные для нас идеи, о которых можно подумать, и новые занятия, которым мы можем уделить время. При отсутствии подобных идей и занятий мы начинаем скучать, беспокоиться и теряем устойчивость к стресс-факторам.

Когда вокруг нас не происходит ничего интересного, мы быстро начинаем скучать, и выдумываем для себя различные «игры», направленные на удовлетворение этой потребности, либо мы начинаем играть некую «роль», пытаясь получить хотя бы какую-то стимуляцию.

6) Потребность в понимании и ощущении связанности

Когда человек общается с другими людьми и налаживает с ними хорошие отношения, он может ощутить свою связанность с окружающими. Когда члены семьи прекрасно ладят друг с другом и проводят много времени друг с другом, скорее всего, данная потребность удовлетворяется в полной мере.

Однако если ребёнок чувствует себя исключённым из круга семьи или не ладит со своими родственниками, он может упасть духом и погрузиться в отчаяние. Ребёнок или подросток, который пытается поговорить со своими родителями, но не получает той помощи, на которую рассчитывал, начинает чувствовать себя отверженным, ему кажется, что его никто не понимает.

Существует множество ситуаций, в которых ребёнку начинает казаться, что его никто не слушает и не понимает. Подобные ситуации лишь усиливают его гнев и раздражение, что вполне понятно и объяснимо.

Во всех этих ситуациях вам стоит продемонстрировать максимальную готовность помочь. Соглашайтесь с ребёнком настолько, насколько это возможно, — в любой ситуации можно найти какие-то моменты, в которых Вы можете согласиться с мнением своего ребёнка, — а если вам приходится ему противоречить, постарайтесь избегать таких фраз, как «Да, но…», потому что подобные фразы вызывают защитную реакцию.

 7) Потребность в ощущении контроля

Ощущение контроля играет важную роль в жизни каждого из нас. К несчастью, во многих ситуациях мы не можем контролировать происходящее, и особенно часто в такие ситуации попадают дети.

Дети пытаются обрести контроль над ситуацией своими собственными способами. Они могут придерживаться определённых ритуалов и суеверий (например, произнесение определённой фразы перед каждым приёмом пищи, или привычка раскладывать свои вещи в определённом порядке, или следование правилу «не наступать на трещины в асфальте», или привычка носить с собой некий талисман).

Те дети, которые лучше всего справляются со стрессом и непростыми ситуациями, как правило, прекрасно умеют самостоятельно создавать ощущение контроля в своём сознании. Родителям следует предоставить своему ребёнку возможность ощутить контроль над ситуацией, при этом ограничивая данную ребёнку свободу определёнными рамками.

В некоторых случаях лучший способ справиться с ситуацией и избежать агрессии – создать иллюзию контроля над происходящим.

Например, родитель может предоставить ребёнку возможность «выбора», предложив несколько вариантов. Существует множество способов предложить несколько вариантов выбора, либо найти какие-то аспекты, которые человек может контролировать в той или иной ситуации. Если ребёнок не видит возможности повлиять на происходящее, он может стать агрессивным, поэтому вам следует помочь ему обрести ощущение контроля.

Оцените статью
Гипноз-обучение.рф
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта