Почему аффирмации не повышают самооценку?

Блог психологии и гипноза Как поднять самооценку

Раздавая комплименты человеку, страдающему от депрессии, Вы играете с огнём. Техники, описанные в данной статье, помогут вам воодушевить его и ненавязчиво достучаться до его сознания, проникнув в него через чёрный ход.

«Бриллиант не осознает своей собственной ценности» — так можно сформулировать весьма действенную методику, которая позволяет мягко и ненавязчиво поставить под сомнение убеждённость клиента в собственной никчёмности.

Вы идёте по улице с интенсивным движением и замечаете милую старушку, стоящую на другой стороне дороге. Ей нужно перейти улицу.

Что Вы сделаете?

A) Окликните её и помашете ей рукой, с другой стороны, дороги, надеясь на то, что ей удастся проскочить между огромным количеством машин и ревущих автобусов?

или

Б) Перейдёте дорогу, возьмёте старушку под руку и мягко переведёте её через дорогу, помогая ей безопасно попасть в то место, в которое ей действительно нужно попасть?

Как оспорить мощнейшие убеждения, закрепившиеся в сознании вашего клиента

В ходе своей терапевтической практики, Вы, возможно, уже замечали один интересный момент: независимо от того, насколько искренним и основанным на реальных фактах является ваш комплимент, клиент с заниженной самооценкой обязательно находит способ отклонить его.

Вы: «Меня действительно впечатлил тот факт, что за этот год вас повысили целых два раза! Вы определённо являетесь ценным и старательным работником!»

Клиент: «О, мне просто повезло! Я подозреваю, что мой начальник уже пожалел о том, что сделал это».

Подобная реакция действительно может вас расстроить, однако такое поведение людей с заниженной самооценкой основано на веских причинах.

Заниженная самооценка представляет собой убеждение, оказывающее невероятное эмоциональное воздействие на человека. И постановка под сомнение любого убеждения – независимо от того, насколько логичными являются ваши аргументы, и насколько благими намерениями Вы при этом руководствуетесь, — скорее всего, будет встречена с сопротивлением.

В ходе проведения недавних исследования учёные сделали два важных вывода, которые объясняют, почему так происходит:

  • Люди с заниженной самооценкой с большой долей вероятности подвергались насилию, неподобающему обращению и преследованию в прошлом, и под влиянием пережитых ими интенсивных эмоций их самооценка понизилась. А убеждение, закрепившееся в сознании человека под влиянием эмоций, невозможно устранить с помощью логических аргументов.
  • Хвалёные и широко известные «позитивные внушения (аффирмации)» на самом деле могут только усугубить ситуацию, ещё больше понизив самооценку этого индивидуума. Поэтому если такой человек решит воспользоваться данной техникой, он почувствует себя ещё хуже!

Именно поэтому попытки оспорить прочно закрепившиеся в сознании клиента убеждения вида «Я хуже всех остальных людей!» или «Никто никогда не сможет полюбить меня!» с помощью заверений в том, что он особенный и замечательный, похожи на попытку перевести старушку через дорогу, махая ей рукой с другой стороны улицы с интенсивным движением. Эта дистанция может показаться пожилой женщине (и вашему клиенту) непреодолимой (и к тому же очень опасной!).

Но как же мы можем изменить негативное отношение клиента к самому себе, если интенсивные эмоции затуманивают его восприятие и не дают ему увидеть логичную истину?

На самом деле работу с заниженной самооценкой никак нельзя назвать простой и лёгкой.

Ниже представлено описание трёх искусных техник, с помощью которых Вы сможете (мягко и ненавязчиво) поставить под сомнение негативные убеждения клиента и ослабить их хватку:

1. Согласитесь с клиентом – и лишь потом выражайте своё несогласие

Согласитесь с той частью его высказываний, с которой Вы можете согласиться. Затем мягко направьте ход его мыслей в более позитивное русло:

Клиентка: «Я напрасно занимаю собой пространство! Я – ужасная мать!»

Вы: «Вы напрасно занимаете собой пространство? Ну, может быть, Вы именно так и думаете [согласие], однако лично я просто счастлив от того, что сейчас вы занимаете пространство в моем кабинете. Как именно вы хотели бы изменить к лучшему своё поведение в роли матери?»

Обратите внимание на то, что моё высказывание не является слишком позитивным для того чтобы вызвать немедленное отторжение. Кроме того, фраза «изменить к лучшему» подразумевает, что определение «ужасная мать» не является фиксированным состоянием, и в жизни этой женщины могут произойти позитивные изменения. В этой фразе нет никакого прямого противоречия.

2. Используйте метафору для того, чтобы обойти осознанную аргументацию

Метафорические языковые приёмы позволяют вам донести до другого человека позитивную модель, не вступая в прямое противоречие с его убеждениями.

Метафорические языковые приёмы позволяют вам донести до другого человека позитивную модель, не вступая в прямое противоречие с его убеждениями

Например:

Клиент: «Я чувствую себя абсолютно никчёмным! Мне кажется, что я не обладаю никакой ценностью!»

Вы: «Да, весьма непросто увидеть свою настоящую ценность такой, какая она есть на самом деле, не так ли? Например, бриллиант не имеет ни малейшего представления о своей собственной невероятной ценности, а шедевр живописи не может осознать своей собственной красоты…»

Здесь Вы не ставите под сомнение его утверждение напрямую. Теперь Вы можете достаточно быстро изменить тему разговора так, чтобы эта идея смогла сработать на уровне подсознания, и при этом её не нарушил обычный и привычный для клиента «автоматический негативный фильтр».

3. Перефразируйте негативные моменты в позитивном ключе – но при этом будьте осторожны!

Контекст играет самую важную роль. Нож в руках грабителя очень сильно отличается от скальпеля в руках хирурга несмотря на то, что и нож, и скальпель представляют собой острые режущие предметы. Найдите позитивные качества в любых «недостатках» и мягко превратите их в позитивные моменты.

Например:

Клиентка: «Мой муж говорит, что я невероятно упряма».

Я: «Угу… а какими другими способами Вы проявляете присущую вам целеустремлённость и упорство?»

Вы можете руководствоваться самыми благими намерениями, однако ваши попытки перевести старушку через дорогу, махая ей рукой с другой стороны улицы, просто-напросто не сработают. Вместо этого нам как терапевтам необходимо мягко перевести своих клиентов через эту дорогу с интенсивным движением и указать им путь в новое, более счастливое будущее.

Если Вы хотите узнать больше о том, как изменить негативные представления клиента о самом себе, обратитесь к моему онлайн-курсу Разговорное перепрограммирование (рефрейминг).

Оцените статью
Гипноз-обучение.рф
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта